Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога для детей с амблиопией и косоглазием
Рабочая программа учителя –
дефектолога (тифлопедагога) разработана для
детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием, в соответствии
с требованиями основных нормативных
документов:
·
Федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022
·
Конвенции
о правах ребенка;
·
Закона
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
·
Федеральным
государственным образовательным
стандартом дошкольного образования ( утвержден приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г №1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября
2013г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. №955, зарегистрировано в минюсте России 6 февраля 2023г.,
регистрационный № 72264) ( далее-ФГОС ДО) ;
·
Указа
Президента от 02.10.1992 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов
среды жизнедеятельности»;
·
Адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования для детей с
нарушениями зрения МБДОУ ГО Заречный «Детство» СП «Ласточка».
Содержание рабочей программы
выстроено в соответствии с инновационной программой дошкольного
образования :
* «Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением
зрения). Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной
(2003г).
* «Развитие сенсорных способностей
детей» Л.А. Венгер.
Дети с ограниченными возможностями
здоровья (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Таким образом, рабочая программа
предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания для детей с
нарушением зрения, позволяющая учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Программа разработана для детей с
нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение) возрастная группа 6-7
лет (четвертый год обучения).
1.2 Цели, задачи реализации рабочей
программы
Цель
Программа способствует повышению
эффективности коррекционной работы в условиях реализации Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» и введения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация программы
осуществляется в соответствии с требованием ФГОС ДО по обеспечению прав детей с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения) на специальную
(коррекционную) помощь, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
образовательных потребностей, охрану и укрепление физического и психического
здоровья, преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией
зрения.
Целью программы является
формирование у детей с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение)
6-7 лет специальных приемов и способов деятельности, обеспечивающих максимально
эффективную ориентировку ребенка в окружающем мире и способствующих
социализации детей данной категории, освоению детьми с нарушениями зрения
(косоглазие, амблиопия, слабовидение) содержания основной образовательной и
коррекционной программ.
Задачи
Достижение
цели программы обеспечивается решением следующих задач:
·изучить актуальное состояние
развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, уровень
сформированности представлений о мире у дошкольников четвертого года обучения с
нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия, слабовидение);
·обучать специальным способам
деятельности в познании окружающей действительности;
·развивать зрительное восприятие;
·формировать навыки ориентировки в
пространстве;
·развивать социально-бытовую
ориентировку;
·развивать осязание и мелкую
моторику;
·развивать зрительно-моторную
координацию;
·подготовка руки к письму;
·обеспечить педагогов рекомендациями
по оказанию коррекционной помощи детям в познавательной, бытовой, игровой
деятельности;
·повышать педагогическую
компетентность родителей в воспитании ребенка 6-7 лет с нарушениями зрения.