Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога для детей с ТМНР
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с тяжелыми множественными
нарушениями развития в разновозрастной группе «Светлячок»
2023 – 2024 уч. г.
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников
с тяжелыми множественными нарушениями развития (сложным дефектом) разновозрастной группы (от 4 до 7 лет)
«Светлячок». Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, ФАОП ДОО на
основе:
•
адаптированной
образовательной программы для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития – образовательная программа дошкольного образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада № 6 компенсирующего вида ГО Заречный
• Баряева
Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников
с интеллектуальной недостаточностью»
• Екжанова
Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушением интеллекта
• Карта
педагогического обследования ребенка с интеллектуальными нарушениями и с ТМНР
(по методике Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой; Е.Н. Елисеевой, О.В. Истоминой,
Е.А. Рудаковой)
Цель программы: обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТМНР, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Рабочая программа рассчитана на
пребывание ребенка в группе компенсирующей направленности для детей тяжелыми
множественными нарушениями развития на один
учебный год, который длится с сентября по август.
Задачи:
• реализация
содержания Программы для обучающихся с ТМНР;
• коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ТМНР;
• охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТМНР, в том
числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
•
создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ТМНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
•
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
•
формирование общей культуры личности обучающихся
с ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
•
формирование социокультурной среды,
соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ТМНР;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки
родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ТМНР;
•
обеспечение преемственности целей, задач и
содержания дошкольного и начального общего образования.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, согласно САНПИН, что позволяет избежать
переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы является игровая деятельность, которая является
ведущим видом деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и игровыми упражнениями.
Рабочая программа предусматривает коррекцию недостатков психического и
физического развития, развитие мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности.
Включает следующие
образовательные области:
•
Социально-коммуникативное развитие;
•
Познавательное развитие;
•
Речевое развитие;
•
Художественно-эстетическое развитие;
•
Физическое развитие.
В рабочей программе учитываются:
•
индивидуальные потребности ребенка с ТМНР,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
•
построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
•
специальные условия для получения образования
детьми с ТМНР, в том числе использование специальных методов, методических
пособий и дидактических материалов;
•
проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных
занятий и осуществление квалификационной коррекции нарушений развития.