Наставничество как инструмент поддержки и развития кадрового состава

15.02.2024

Татьяна Юрьевна Андреева

МБДОУ ГО Заречный «Детский сад» Детство» СП «Звездочка»

andreeva.zar@mail.ru

Аннотация. Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему самообразованию.

Ключевые слова: наставник, молодой педагог, адаптация, наставничество, метод.

 

Качество дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Воспитатель или педагогический специалист детского сада  должен быть компетентным в различных областях: обучении, воспитании, развитии  обучающихся; организации взаимодействия с социальными партнёрами; формировании предметно развивающей  среды; инновационной деятельности.  

По мнению ученых и практиков профессионального образования наиболее эффективной формой  сопровождения педагогов в целях их профессионального развития и психологического здоровья является наставничество.

Молодой педагог, который  приходит в детский сад впервые после учебного заведения нуждается в сопровождении более опытного коллеги. За  плечами вчерашнего выпускника ВУЗа или колледжа  багаж  с теоретическими  знаниями и желанием применить их, но что ждёт воспитателя или специалиста  на  тернистом профессиональном пути он не знает. С первых шагов, которые он делает в профессии, для молодого педагога важно понять останется он  здесь на этом месте  или уйдет в поисках другого пути. Поэтому очень важно, чтобы его  поддержал во всём его  наставник или группа наставников.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

2023 год в России был провозглашён как год наставника. Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Я считаю, что профессиональная адаптация личности молодого педагога во многом  зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

Начинающему педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности.

Педагогу мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной компетентностью.

В нашем дошкольном учреждении до 30% - это молодые педагоги со стажем педагогической работы менее 5 лет, поэтому одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами является наставничество. В детском саду  сложилась своя система работы с молодыми педагогами. Педагоги используют в работе наиболее подходящий для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разрабатывают план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных качеств и интересов наставляемых. Помогают создать портфолио, что дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Наставники всегда готовы прийти на помощь молодым воспитателям, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

В своей работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как:

·        практическое освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника,

·        совместное проведение обследования детей, 

·        мастер-классы, Хочу такой сайт

·        решение проблемных ситуаций,

·        посещение и анализ занятий опытных педагогов.

·        Участие в профессиональных конкурсах.

Используя такую форму, как участие в конкурсах, наши молодые воспитатели приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» - 2023. При помощи более опытных педагогов участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности. Как результат участия в конкурсе, из трех педагогов нашего детского сада, один педагог прошел в финальный этап и получил Диплом призёра.

Молодые педагоги активно участвуют в конкурсах разного уровня, разрабатывают конспекты непосредственно образовательной деятельности, с которыми успешно участвуют в профессиональных конкурсах. Вместе с педагогами-наставниками молодые педагоги совершенствуют свое самообразование, участвуют в проектной деятельности, в вебинарах всероссийского и регионального уровня, принимают участие в работе ДМО для молодых педагогов.

Работая с молодыми педагогами, и наши наставники повышают свою профессиональную компетенцию, следят за новинками литературы, используют в работе цифровые технологии. Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом. Нужно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами.

Наставники помогают молодым педагогам применять эффективные формы и методы работы, которые содействуют профессиональному становлению молодого специалиста.

Помогая молодым воспитателям, наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и, конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых педагогов.

Технология наставничество в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть профессиональное становление молодого педагога и является эффективным инструментом развития кадрового потенциала образовательной организации.

 

Библиографический список

Книги

Вагин, И.О. Наставничество / И.О. Вагин. Москва: Студия АРДИС, 2014. 

Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. - Москва: Скрипторий 2003, 2004 -. ISBN 5-98527-011-4

Стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./в ред. Приказов Минпросвещения России от 21.01.2019 №31, от 08.11.2022 № 955 – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2024

Дата обновления: 15.02.2024

Дата публикации: 15.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».