15.02.2024
Татьяна Юрьевна
Андреева
МБДОУ ГО
Заречный «Детский сад» Детство» СП «Звездочка»
Аннотация.
Использование системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
позволяет молодым педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду,
придать уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального
выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками
педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему
самообразованию.
Ключевые слова: наставник, молодой педагог, адаптация, наставничество, метод.
Качество
дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Воспитатель
или педагогический специалист детского сада должен быть компетентным в
различных областях: обучении, воспитании, развитии обучающихся;
организации взаимодействия с социальными партнёрами; формировании предметно
развивающей среды; инновационной деятельности.
По мнению
ученых и практиков профессионального образования наиболее эффективной формой
сопровождения педагогов в целях их профессионального развития и
психологического здоровья является наставничество.
Молодой педагог, который приходит в детский сад впервые после
учебного заведения нуждается в сопровождении более опытного коллеги. За
плечами вчерашнего выпускника ВУЗа или колледжа багаж с
теоретическими знаниями и желанием применить их, но что ждёт воспитателя
или специалиста на тернистом профессиональном пути он не знает. С
первых шагов, которые он делает в профессии, для молодого педагога важно понять
останется он здесь на этом месте или уйдет в поисках другого пути.
Поэтому очень важно, чтобы его поддержал во всём его наставник или
группа наставников.
Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого
пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего
педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить
практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
2023 год в
России был провозглашён как год наставника. Актуальность внедрения системы наставничества
неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В.В.
Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт
наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве,
уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта
на предприятиях».
Я
считаю, что профессиональная адаптация личности молодого педагога во многом зависит от уровня педагогического мастерства,
опыта и знаний наставника.
Начинающему
педагогу наставничество дает возможность получить поддержку опытного
педагога, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной
компетентности.
Педагогу
мастеру наставничество позволяет передать свой педагогический опыт,
поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим специалистом.
Наставничество
является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с
другой – деятельность молодого педагога. Этот процесс носит субъектный характер
и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник
должен быть настоящим подвижником, обладать глубокими знаниями в области
педагогики, психологии, культурологии и высокой профессиональной
компетентностью.
В нашем
дошкольном учреждении до 30% - это молодые педагоги со стажем педагогической
работы менее 5 лет, поэтому одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами
является наставничество. В детском саду сложилась своя система
работы с молодыми педагогами. Педагоги используют в работе наиболее подходящий
для нас формат наставничества «педагог-педагог». За каждым молодым педагогом
закреплен наставник. Наставники совместно с наставляемыми разрабатывают
план деятельности педагога-наставника с молодым воспитателем, исходя из личных
качеств и интересов наставляемых. Помогают создать портфолио, что дает
возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого
воспитателя в процессе наставнической деятельности. Наставники всегда
готовы прийти на помощь молодым воспитателям, что позволяет молодому педагогу
быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в
собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса,
раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной
профессиональной траектории.
В своей
работе наши педагоги-наставники используют активные формы, такие как:
·
практическое
освоение персональных приёмов работы под руководством педагога-наставника,
·
совместное
проведение обследования детей,
·
решение
проблемных ситуаций,
·
посещение
и анализ занятий опытных педагогов.
·
Участие
в профессиональных конкурсах.
Используя
такую форму, как участие в конкурсах, наши молодые воспитатели приняли участие
в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» - 2023. При помощи
более опытных педагогов участие в конкурсах позволяет молодому специалисту
добиться значительных результатов в своей педагогической деятельности. Как
результат участия в конкурсе, из трех педагогов нашего детского сада, один
педагог прошел в финальный этап и получил Диплом призёра.
Молодые
педагоги активно участвуют в конкурсах разного уровня, разрабатывают конспекты
непосредственно образовательной деятельности, с которыми успешно участвуют в
профессиональных конкурсах. Вместе с педагогами-наставниками молодые
педагоги совершенствуют свое самообразование, участвуют в проектной
деятельности, в вебинарах всероссийского и регионального уровня, принимают
участие в работе ДМО для молодых педагогов.
Работая
с молодыми педагогами, и наши наставники повышают свою профессиональную
компетенцию, следят за новинками литературы, используют в работе цифровые
технологии. Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом.
Нужно развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в
педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять
межличностное общение с коллегами.
Наставники
помогают молодым педагогам применять эффективные формы и методы работы,
которые содействуют профессиональному становлению молодого специалиста.
Помогая
молодым воспитателям, наставники видят новые перспективы в своей педагогической
деятельности и, конечно же, ощущают свой вклад в профессиональный рост молодых
педагогов.
Технология
наставничество в дошкольном образовательном учреждении дает возможность увидеть
профессиональное становление молодого педагога и является эффективным инструментом развития
кадрового потенциала образовательной организации.
Библиографический список
Книги
Вагин, И.О. Наставничество / И.О. Вагин. Москва: Студия АРДИС, 2014.
Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном
образовательном учреждении / Н. С. Голицына. - Москва: Скрипторий 2003, 2004 -. ISBN 5-98527-011-4
Стандарты
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования./в ред.
Приказов Минпросвещения России от 21.01.2019 №31, от 08.11.2022 № 955 – М.: ТЦ
Сфера, 2023. – 48 с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2024
Дата обновления: 15.02.2024
Дата публикации: 15.02.2024