27.01.2022
26-27 января 2022 года на базе детского сада «Радуга» в рамках деятельности городской опорно-методической
площадки по теме «Формирование инженерного мышления дошкольников в условиях
сетевого взаимодействия с образовательными организациями и предприятиями ГО
Заречный», прошла стажировка для педагогов дошкольного образования. Тема
стажировки: «Развитие инженерного
мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и
конструирования»
Участники стажировки:
воспитатели, ст.воспитатели, педагоги дополнительного образования детских садов
ГО Заречный. Количество участников:28 человек.
Первый
день
стажировки был посвящен рассмотрению теоретических подходов к развитию
инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
В начале нашей работы
стажерам было предложено обозначить свои ожидания о стажировке через
погружение в технологию коллективной мыслительной деятельности методом
«Снежный ком». Что позволило выявить четыре ключевые позиции коллег:
ü рассмотреть
ключевые ориентиры по развитию предпосылок инженерного мышления у детей
дошкольного возраста;
ü познакомиться
с пространством детского конструирования
в группах;
ü узнать,
как технология детского конструирования может быть использована для развития
игровой и проектной деятельности дошкольников;
ü приобретение
своего ценного опыта и личных выводов;
Затем участникам
стажировки был представлен лекционный материал по теме «Развитие инженерного
мышления и технического творчества дошкольников средствами робототехники и
конструирования», где с опорой на деятельностную теорию мышления (А.Н.
Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), рассмотрели разные подходы к определению
«инженерное мышление», «структура инженерного мышления».
При определении современных
подходов к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в
детском саду, стажерам были представлены концептуальные основы развития
конструктивной деятельности детей дошкольного (Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н.
Поддъяков, Г.А.Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А.
Парамонова, Л.В.Куцакова, Г.А. Урадовских). Подробно рассмотрели формы и виды
конструирования в детском саду, типы конструирования. Представленная презентация
позволила актуализировать у педагогов знания эволюции принципов
соединения деталей конструкторов, подходы к обучению детей основам
конструирования, использование разных типов конструкторов в детском саду.
На реализацию практической задачи:
применение стажерами различных форм организации
обучения конструированию с использованием разных типов конструкторов – было
направлено небольшое образовательное событие. Стажерам было предложено заселить
пространство города, реки, порта, острова (для этого были использованы схемы –
макеты С.Г.Доронова) различными постройками, которые они выполняли в
соответствии с заданием: по условиям, по образцу, по чертежам, по замыслу. Для
выполнения задания применили конструктор «Фанкластик». Получились разнообразные
модели: человек, корабль, вертолет, собака, машина, плот…..
Второй день стажировки начался с
актуализации знаний профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО.
Стажерам
предлагалось в составе малых групп составить список педагогических
компетенций, которые необходимы современному педагогу, а затем методом
мозгового штурма вычленить те из них, которые наиболее важны
для успешной интеграции технологий детского конструирования игровой
и познавательно-исследовательской деятельности.
Свой опыт
практической деятельности с детьми раннего возраста был представлен Л.Д.Черновой.
Педагог представила занятие с детьми по мотивам народной потешки «Тили – бом!», с использованием напольного конструктора
Поликарпова.
Педагог дополнительного
образования Т.С.Галешникова представила опыт работы с детьми по образовательной
робототехнике для формирования предпосылок инженерного мышления посредством использования
конструкторов линейки HUNA.
В контексте метода
сфокусированного неформального обсуждения «World cafe», стажеры в подгруппах
рассмотрели ключевые ориентиры предметно-пространственной развивающей среды,
которая располагает ресурсами и благоприятна для развития конструктивной
деятельности ребенка. На основе полученных практических материалов
деятельности участников, ими была осуществлена стажерская проба
по проектированию экспертной карты центров конструирования в разных
возрастных группах детского сада. Стажерами была проведена экспертиза
предметно-пространственной и образовательной среды восьми возрастных групп
детского сада «Радуга по созданным экспертным картам. Обобщив полученный
опыт, группам из стажеров было предложено создать и презентовать
собственную «Модель центров конструирования», в которой отразились те
показатели, которые позволяют ребенку погрузиться в конструирование, игровую и познавательно-исследовательской
деятельности.
В заключении:
По данным самооценивания
стажерами собственных результатов деятельности:
- обмен мнениями свидетельствуют об
успешной реализации поставленных задач собственной деятельности в рамках
стажировки;
- все участники дают положительный
отзыв о результатах программы стажировки, о чем свидетельствуют отзывы,
заполненные в Визитационном журнале.
Приятным
дополнением стал неподдельный интерес педагогов к технологии детского
конструирования; стажерами задавалось много вопрос как к ведущему стажировки,
так и непосредственно воспитателям групп при презентации центров
конструирования.
К следующей
стажировке все стажеры получили домашнее задание, результаты которого будут
представлены при проведении мастер - класса «Использование нетрадиционных видов
конструирования в детском саду»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2022
Дата обновления: 02.02.2022
Дата публикации: 27.01.2022