Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности

01.01.2017

СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка» ГО Заречный

Компенсирующая группа для детей со сложным дефектом «Светлячок».

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. В группах для детей со сложным дефектомв случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы содержаниекоррекционной работыформируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Мы рассматриваем понятие «социализация» какпроцесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становлениеличностичеловека.

Агенты социализации — это конкретные люди (родители, ближайшие родственники, сверстники, педагоги, друзья), ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации — учреждения (детский сад, школа, библиотека, музей, телевидение и СМИ, учреждения дополнительного образования, церковь), влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно – ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, учителя-логопеда, дефектолога, воспитателя по изобразительной деятельности. Именнокомандный подход необходим для всестороннего развития проблем ребенка с ОВЗ.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, создание коллекции познавательных журналов по темам, DVD-дисков с познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.

Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов ДОУ, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные мероприятия в рамках различных событий позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Предлагаем вашему вниманию примеры некоторых проектов, которые были разработаны и осуществлены в работе с детьми с ОВЗ в СП «Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка» ГО Заречный.

Проект «С чего начинается Родина».

Цель данного проекта –активизировать познавательный интерес детей и родителей, стимулировать коммуникативную и личностную активность детей.

Задачи:

· обогатить представления детей о родном городе, познакомить с его историей, улицами,объектами социального мира,с достопримечательностями;

· воспитывать положительные личностные качества, патриотизм

· расширять позитивные способы взаимодействия с окружающим миром.

Вид проекта: информационный.

Хочу такой сайт

Первая ступень долгосрочного проекта началась с мини проекта «Семья-это счастье, семья-это важно» (семьями воспитанников были разработаны презентации семьи: герб семьи, традиции, увлечения, составлены генеалогические древа, пополнены материалы портфолио).

Вторая ступень проекта «Вот моя улица…»(семьи готовили сообщения о своей улице, доме).

Третья ступень реализовалась в виде мини проекта «Наш красивый город» (семь готовили фотоальбомы с достопримечательностями, любимыми уголками города, природой нашего края).

Для повышения интереса детей и родителей к родному городу в ходе работы над проектом нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций. Ежегодно участвуем с детьми в конкурсах различных уровней и направленностей, концертах и соревнованиях, посещаем различные мероприятия.

Итогом проекта явилось изготовление игрового макета «Город» (в совместной деятельности дети с родителями мастерили макеты зданий, домов, транспорта), позднее мы дополнили макет разными атрибутами: фигурками-«жителями», растительностью. После презентации макета родителям, он был перенесён в игровую среду, где дети с удовольствием, и в то же время, бережно разворачивали самые разнообразные игровые сюжеты.

Для успешной социализации детей с ОВЗ в рамках проектной мы активно взаимодействуем с социальными институтами: библиотекой, КЛО, музеями города.

Проект «Читаем и играем».

Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

· привлечение внимания детей к художественной литературе, устному народному творчеству;

· возрождение и поддержание традиций семейного чтения;

· воспитание бережного отношения к книге.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Формы работы: систематическое посещение детской библиотеки, совместная реализация мини -проектов «Творчество А.Барто», «Чуколандия», «Знакомство со сказками Сутеева» и т.д., ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.

Ознакомление с художественной литературой, авторами, художниками - иллюстраторами проходило в тесном содружестве с сотрудниками библиотеки: Поляковой Натальей Владимировной и Бездомовой Еленой Леонидовной. Итогом проекта стала выставка «Моя любимая книга», детям в подарок от сотрудников библиотеки были вручены книги, нам, педагогам, - грамоты.

Результат работы - возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, увеличение количества читающих детей, возросший интерес у детей к предстоящему обучению в школе, а также, повышение социальной уверенности у детей.

В группе реализован проект «Уроки доброты»в тесном взаимодействии с сотрудниками КЛО. Мы являемся друзьми и частыми посетителями клубов «Золотая рыбка» и «Снегирь». Участвовали в акции «Просто я работаю волшебником» и подарили клубу 2 клетки для грызунов со всем наполнением – кормушками, колесом, домиками и поилками, корма для грызунов, птиц и рыбок. Дети были счастливы, мы получили грамоты.

В группе проведена акция «Помогите птицам в городе» (родителями и детьми были изготовлены кормушки и рассредоточены их на территории ДОУ).

В группе так же был реализован проект «Уроки Мойдодыра». Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность данного проекта предоставили возможность эффективно и качественно, с пользой для здоровья детей провести оздоровительную работу.

Итоги двухлетней работы по проблеме социализации детей с ОВЗ показали, что активное включение детей в проектную деятельность развивает их коммуникативные умения, наблюдательность, познавательные и творческие способности детей, формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку, самостоятельность. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.

Учитель-дефектолог: Селедкова Ж.Ю.

Просмотров всего: , сегодня:

Социализация детей посредством проектной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.11.2018

Дата обновления: 23.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».