Рабочая программа.Театральная студия Холопова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ «ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСВО»

УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР МБДОУ ГО Заречный «Детство»
_________________ Т.Ю. Шибаева
«26» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
театральной деятельности «Маленькие роли» для детей 4-6 лет.
Срок реализации 1 год

Автор-разработчик:
Холопова М.И., педагог
дополнительного образования

г. Заречный, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Пояснительная записка …………………………………………….. 3
1.2. Направленность программы……………………………………………… 3
1.3. Актуальность программы………………………………………………… 3
1.4. Педагогическая целесообразность………………………………………. 4
1.5. Цель программы…………………………………………………………… 5
1.6. Задачи программы…………………………………………………………. 5
Раздел 2. Театральная деятельность для детей с нарушением зрения ………8
2.1. Направленность программы………………………………………………. 8
2.2. Актуальность программы…………………………………………………. 9
2.3. Календарно-тематический план по театрализованной деятельности
для детей с нарушением зрения 4-6 лет……………………………………… 11
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………… 19
3.1. Формы контроля……………………………………………………………19
3.2. Средства контроля………………………………………………………… 19
Раздел 4. Содержание программы…………………………………………… 21
Раздел 5. Организационно-педагогические условия реализации
программы……………………………………………………………………… 23
Список литературы ………………………………………………… ………… 26

2

Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа художественно –
эстетической направленности – кружка по театрализованной деятельности
«Маленькие роли» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.
№ 1726-р);
3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);
4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
5. СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г.
№ 26) (актуальны только для программ, рассчитанных на дошкольников);
6. СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»
(утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);
1.2. Направленность программы – художественная. Данная программа
направлена на художественное развитие детей средствами театрально-игровой
деятельности.
1.3. Актуальность программы.
Актуальность программы кружка по театрализованной деятельности
«Маленькие роли» заключается в том, что программа ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, стимулирует способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира. Программа
основана на психологических особенностях развития младших школьников.

3

Также влияние оказывают и выразительные средства сценической игры,
и художественное оформление (костюмы, реквизит, декорации, звуковые и
световые эффекты), и музыкальная фонограмма, используемая в спектакле.
Эмоциональный подъём обостряет внимание, интуицию, пробуждает
фантазию, способность запомнить, усиливать в воображении происходящие
события — даёт толчок развитию творческих способностей. Занятия
театральной деятельностью и выступления перед зрителями (и родителями)
способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки.
Именно театрализованная деятельность позволяет решить многие
педагогические задачи, касающиеся социально-личностного характера,
выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического
воспитания, являясь неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Синтетическая природа
театра действует комплексно. Сказки захватывают детское внимание, увлекая
занимательными сюжетами столкновения добра и зла. Дети вживаются в
происходящее, испытывая и разочарование, и торжество справедливости.
Именно в театре мы можем определить для себя четкие границы добра и зла,
прекрасного и безобразного, увидеть многообразие нравственных и
эстетических идеалов, норм и образцов поведения, всего того, что мы
называем культурными ценностями.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Программа сформирована в соответствии с основными принципами,
определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Принцип занимательности - вовлечение детей в деятельность,
формирование у них желания выполнять предъявленные требования и
стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - опирается на непроизвольное внимание, вызывает
интерес к работе, активизирует познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению
и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы
повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества – в ходе продуктивной деятельности создает
доброжелательное отношение друг к другу.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что
знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную

4

систему, то есть материал усваивается в результате постоянных упражнений и
тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на
знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Физкультминутки, динамические паузы.
4. Пальчиковые игры со словами.
Виды занятий: беседа, игра, занятие‒праздник, практическое занятие,
открытое занятие, спектакль.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа, метод
педагогического наблюдения, практические упражнения, спектакль,
творческое задание, открытое занятие.
1.5. Цель программы - развитие коммуникативно-творческих способностей
детей посредством театрализованной деятельности.
1.6. Задачи программы.
1. Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр теней, пальчиковый и др).
- Приобщить детей к театральной культуре.
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
- Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных героев.
- Активизировать словарь детей.
- Развивать желание выступать перед родителями.
3. Воспитательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей.

5

- Воспитывать артистические качества, способствовать
творческого потенциала;
- Воспитание коммуникативных способностей детей.

раскрытию

Учащиеся, для которых программа актуальна.
Возраст обучающихся по данной программе: 4-6 лет
Количество обучающихся в группе: 15 – 20 человек.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятий – аудиторные, внеаудиторная;
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая.
Форма обучения: очная.
Занятия проходят 2 раз в неделю, 2 ак. час - 20 минут.
Структура занятия:
Программа состоит из 4х разделов, работа над которыми ведется параллельно.
1. Основы театральной культуры.
2. Театральная игра.
3. Ритмопластика.
4. Культура и техника речи.
На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и
руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы
не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая
поставленные цели и задачи эстетического воспитания.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения: 34 часа. Количество учебных
часов в год: 34 часа.
Планируемые результаты
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер,
декоратор, осветитель, суфлер).

6

Ребенок должен уметь:
- Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминать заданные позы.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки
или цепочки.
- Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами.
- Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной
аудиторией.
В процессе создания театрального действа дети учатся в
художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым,
раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал
театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение,
что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в
людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной
деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети
становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать
искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок
умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции
становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических
способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному
искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая
программа «Маленькие роли».

7

Раздел 2.
Театрализованная деятельность для детей с нарушением зрения
2.1. Пояснительная записка
Театрализованная деятельность в детском саду организуется в утренние
и вечерние часы в свободной деятельности детей. В результате введения
театрализованной деятельности в процесс обучения и воспитания у детей с
нарушениями зрения развиваются координация движений, развивается
вестибулярный аппарат, реакция, глазомер, способность определить размеры
предмета и расстояние до него, развивается внимание. В это время происходит
обострение всех рецепторов: зрения, слуха, осязания.
При использовании театрализованной деятельности я ставлю несколько
коррекционных задач, которые решаются в рамках кружковой работы:
- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих
функций,

расширения

поля

зрения

(настольный

плоскостной

театр,

пальчиковый театр, игры-драматизации, театр теней);
-

Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами, яркими,

крупными (мячи, кубики);
- Развитие ориентировки в пространстве. Нарушение зрения

отрицательно

влияет на овладение детьми движениями, ориентировку в пространстве.
Поэтому во время театрализованных занятий я планирую приучить детей
действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами. Этому
способствуют игровые упражнения на развитие зрительно-пространственного
восприятия и ориентировки:
- Прослеживание взором движения предмета от одного объекта к другому
(театр настольный, на фланелеграфе);
- Прослеживание взором движения идущего ребенка в разных направлениях
(театрализованные игры-драматизации, динамические упражнения);
- Развитие координации движений. Упражнения на мелкую
(пальчиковый

театр)

развивает

координацию

движений

моторику
пальцев

и
8

согласованные движения руки и речи.
Занятия проходят в игровой форме и имеют комплексный характер:
игра, беседа, театрализация, рисование, рассказывание, придумывание сказок,
использование музыки.
Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс
будет давать положительные результаты. Дети освоят невербальные средства
общения

(жесты,

мимику,

движения).

Речь

станет

более

связной,

выразительной. Обогатиться словарный запас. Самое главное – умения и
навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в
повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом,
театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Цель дополнительной образовательной программы
способностей детей средствами театрального искусства.

-

развитие

2.2. Актуальность программы
- Практическая реализация программы в дошкольном
компенсирующего вида для детей со зрительной патологией.

учреждении

- Охрана и развитие зрения дошкольников.
- Повышение уровня компетентности педагогов по вопросам воспитания и
обучения детей со зрительной патологией.
Продолжительность занятия - 15-20 минут.
Количество занятий 2раза в неделю.

Формы работы:
1. Театрализованные игры.
2. Организация пальчиковых игр.
9

3. Драматизация художественных произведений.
4. Индивидуальные творческие задания.
5. Упражнения на развитие интонационной выразительности.
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Игры-превращения, образные упражнения.
8. Игры-импровизации.
9. Офтальмологические паузы.

10

2.3. Календарно-тематический план по театрализованной деятельности
для детей с нарушением зрения 4-6 лет
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Раздел

Тема

Теория

Практика

Всего
занятий

1.«Дай мне руку»,
игра «Как тебя
зовут?» (с мячом).

1.«Давайте
познакомимся».

0,5

0,5

1

2.
Рассказывание
сказки
«Курочка
Ряба»,
беседа
по
содержанию сказки,
упражнения
на
речевое
дыхание,
пальчиковая
гимнастика,
общий
танец под русскую
плясовую мелодию.

2. «Курочка-Ряба и
яичко золотое»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

3. Артикуляционная
3. «Мы теперь не
гимнастика,
игра
ребятки, а пушистые
«Чудесный
сундучок»
(с
цыплятки»
театром рукавичек
по сказке «Курочка
Ряба»),
отгадывание
загадок, пересказ
детьми сказки от
имени персонажей,
подвижная
игра
«Курочка
и
цыплята»
1.Упражнения
на 1.«Курочка
и
речевое дыхание, цыплята».
артикуляционная
гимнастика,
игра
«Измени
свой
голос»,
п/игра
«Курочка
и
цыплята»,
разыгрывание
детьми
сказки
«Курочка Ряба» по
ролям.
2.Пальчиковая
2.«Мы играем и поём»
гимнастика, рассказ
воспитателя о дудочке, (имитация игры на

11

прослушивание
и дудочке в свободной
показ движений под
пляске «Маша и
русскую
плясовую
мелодию,
Медведь»).
офтальмологическая
пауза.
3.Чтение
3. «Во
произведений
была…»
русского фольклора:
потешек,
попевок;
мимические
упражнения,
показ
движений,
офтальмологическая
пауза, индивидуальная
помощь.

садочке

я
0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1.«Желтый маленький
комочек очень любит
червячков…»

0,5

0,5

1

2.«Наш
цыпленок
подрастет и один
гулять пойдет…»

0,5

0,5

1

4.Чтение
сказки 4.«Волшебная
«Заюшкина избушка»,
шкатулка».
чтение
загадок,
упражнение «Измени
свой голос», имитация
детьми
движений
животных – угаданных
героев сказок (лиса,
заяц,
петушок,
собачка),
офтальмологическая
пауза.
Ноябрь

1.Знакомство
со
сказкой К.Чуковского
«Цыпленок», этюдыимитации, подвижная
игра
«Курочкахохлатка»,
офтальмологическая
пауза,
поощрение,
индивидуальная
помощь.
2.Рассказывание
сказки
«Цыпленок»
К.Чуковского вместе с
детьми, беседа по
содержанию сказки,
пальчиковая
гимнастика,
имитационные
упражнения
–
подражание цыпленку,

12

лягушке,
петушку,
курочке под музыку в
движении.
3.Загадывание загадок, 3.«Мешок
ряжение,
сюрпризом».
драматизация сказки
К.Чуковского
«Цыпленок», работа
над
интонационной
выразительностью,
поощрение,
индивидуальная
помощь.

с

4.«Игровой тренинг»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

4.Игры на речевое
дыхание «Мыльные
пузыри», «Кораблик»,
артикуляционная
гимнастика,
импровизация
движений персонажей
сказки К.Чуковского
«Цыпленок»
под
характерную музыку,
офтальмологическая
пауза, индивидуальная
помощь.
Декабрь

1.Загадывание загадок, 1.Театрализованная
прослушивание
игра «Зимний лес».
аудиозаписи
П.И.Чайковский
«Времена
года.
Декабрь»; показ; игрыимитации:
«Угадай, кто я?»;
офтальмологическая
пауза; индивидуальная
помощь.
2.Чтение
сказки 2.«Потеряли котятки
С.Маршака
по дороге перчатки…»
«Перчатки»;
обсуждение;
мимическая
игра
«Грустно-весело»;
подвижная
игра
«Грустный котик».
3.«Отыскали
3.Отгадывание
перчатки, вот спасибо,

13

загадок,
ребятки…»
артикуляционная
гимнастика,
офтальмологическая
пауза;
мимические
этюды; показ приемов
работы
над
интонационной
выразительностью
персонажей;
драматизация сказки
С.Маршака
4. «Встали детки в
«Перчатки».
кружок, закружились,
как снежок…»
4.
Прослушивание
увертюры к мюзиклу
«Потому что Зима - это
здорово!»,
«Вальс
Снежинок»,
пластические этюды,
показ
движений,
индивидуальная
помощь.
Январь

1.
Отгадывание
загадок; беседа-диалог
о
прошедшем
новогоднем
празднике; подвижная
игра
«Снежинки»;
показ и обсуждение
движений персонажей
новогоднего
праздника под музыку;
офтальмологическая
пауза; индивидуальная
помощь.
2.
Рассматривание
иллюстраций
к
русской
народной
сказке
«Колобок»;
слушание
сказки
«Колобок»
в
аудиозаписи; беседа
по
содержанию
сказки; имитационные
упражнения;
пальчиковая
гимнастика.
3. Пересказ детьми
русской
народной

1. Ритмопластика.

2. «Колобок -

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

румяный бок…»

3. «Не ешь меня, я тебе
песенку спою…»
14

Февраль

сказки «Колобок» с
использованием
теневого
театра;
индивидуальная
работа
над
интонациями
персонажей;
имитационные
упражнения;
офтальмологическая
пауза; подвижная игра
«Я от бабушки ушел»;
обсуждение.
1.
Артикуляционная 1.Игровой
гимнастика;
«Изобрази
отгадывание загадок сказки…».
«Из какой сказки этот
герой?»
(цыпленок,
петушок,
котенок,
курочка);
имитационные
упражнения;
игра
«Покажи
героя»;
обсуждение; помощь.

тренинг
героя

0,5

0,5

1

2. «Сказочка о глупом
2.
Чтение
сказки
мышонке»
С.Маршака «Сказка о
глупом
мышонке»;
беседа по содержанию
сказки,
обсуждение;
игры-имитации
«Утка»,
«Лошадь»,
«Щука», «Хрюшка»,
«Кошка»; подвижная
игра «Мышонок и
кошка».

0,5

0,5

1

3.«Нет, твой голос не
3. Артикуляционная
хорош…»
гимнастика;
отгадывание загадок;
ряжение; мимические
упражнения;
драматизация сказки
С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

4.Пальчиковая
4.«Без друзей нам не
гимнастика;
чтение прожить ни за что на
мордовской
сказки свете…»
«Как собака друга

15

искала»; беседа по
содержанию сказки;
игра «Назови друга
ласково».
Март

1. Артикуляционная 1. «Без друга плохо
гимнастика;
жить, запомнить это
отгадывание загадки; надо…»
рассказывание сказки
«Как собака друга
искала»
детьми;
офтальмологическая
пауза; подвижная игра
«Песик Барбосик».

0,5

0,5

1

3. Упражнение на
речевое
дыхание
«Мыльные пузыри»;
рассказывание сказки
«Как собака друга
искала»
вместе
с
детьми;
ряжение,
показ
движений
драматизация сказки
«Как собака друга
искала»; обсуждения;
помощь.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

2.«Собачке грустно, ей
не спится, с кем
собачке
подружиться?»

3. «Лисичку заяц в дом
3.Прослушивание
пустил, и вот на улице
аудиозаписи
сказки
один»
«Лиса, заяц и петух»;
рассматривание
иллюстраций к сказке;
беседа
по
содержанию;
артикуляционная
гимнастика;
подвижная игра «Лиса
и зайцы».
4. Артикуляционная
4. «Ох, и хитрая лиса!
гимнастика;
Трудно её выгнать,
имитационные
да!»
упражнения;
работа
над
интонациями
персонажей;
показ
движений;
драматизация сказки
«Лиса, заяц и петух»;
обсуждение; помощь.

16

Апрель

1.
отгадывание 1.Ритмопластика
загадок;
«Любимое животное».
прослушивание
характерной музыки
для
определенных
животных,
обсуждение;
показ
движений;
игра
«Угадай животное»;
офтальмологическая
пауза; помощь.
2.
Демонстрация 2.
«Посадил
дед
теневого театра к репку…»
(теневой
русской
народной театр).
сказке
«Репка»;
рассказывание
воспитателем
совместно с детьми
сказки;
артикуляционная
гимнастика; этюдыимитации.
3.Пересказ
сказки
«Репка» совместно с 3.«Тянут-потянут,
детьми при помощи вытянуть не могут…»
теневого театра; показ
приемов работы с
персонажами;
пальчиковая
гимнастика;
упражнение «Пальчик,
пальчик, расскажи».
4.
Имитационное
4. «Дружно к дедушке
упражнение
все прибежали и репку
«Изобрази
героя»;
тянуть помогали».
распределение ролей,
драматизация детьми
сказки «Репка» при
помощи пальчикового
театра; обсуждение.

Май

1.Рассказывание
сказки «Теремок» с

1. «В поле теремок

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

стоял»

использованием
17

настольного театра;
беседа по содержанию
сказки; упражнения на
интонационную
выразительность.
2.Артикуляционная
гимнастика;
игра
«Угадай, о ком я
говорю?»;
рассказывание сказки
«Теремок» вместе с
детьми; упражнения
на
интонационную
выразительность;
игра-хоровод «В поле
теремок стоял».

2.«Кто в теремочке
живет,
кто
в
невысоком живет?..»
(теневой
театр)
подготовка
к
спектаклю.

3. «Вместе мы одна
3.
Имитационные
семья, и гостям всем
упражнения
под
рады…» генеральная
музыку;
репетиция спектакля
распределение ролей;
работа
над
интонационной
выразительностью;
ряжение в костюмы;
драматизация сказки
«Теремок».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

4. Отчетный спектакль
для
родителей.
(Предварительно
спектакль
для
воспитанников ДОУ)

18

Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
3.1. Формы контроля.
Образовательная программа предусматривает следующие формы
контроля:
Входной контроль применяется при поступлении воспитанника в
коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме беседы,
наблюдения. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес
ребенка к данному виду деятельности. Беседа на начальном этапе проводится
для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных
качеств и творческих данных детей.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений,
устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения.
Контроль предполагает участие воспитанников коллектива в творческих
мероприятиях образовательного учреждения (День открытых дверей,
тематические праздники и другое), в подготовке новых творческих программ с
последующим анализом, как со стороны педагога, так и со стороны самих
обучающихся.
Промежуточный контроль проводится в рамках аттестации
обучающихся в декабре-январе месяце в формах: открытое занятие, мастеркласс, выставка, ярмарка, викторина.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию
образовательной программы (апрель-май) в форме: защита коллективного
творческого проекта. Для эффективного отслеживания образовательных и
воспитательных результатов, обучающихся в рамках программы разработан и
ведется мониторинг результатов.
3.2. Средства контроля.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе
создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.

19

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного
изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы
сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе
над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над
спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.
Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих

20

мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа
другим группам, родителям.

Раздел 4. Содержание программы
Учебно-тематический план работы кружка «Маленькие роли»
на 2024-2025 учебный год.
Месяц

Раздел

Сентябрь Вводное занятие
Инструктаж по ТБ

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. «Театр»

теори
я

практика

Всего
занятий

1.«Давайте
познакомимся»

0.25

0.75

1

2.3«Закулисье».

0.25
0.25
0.25

0.75
0.75
0.75

1
1
1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

Тема

1.Разыгрывание
сценок.
2.Знакомство
с 2.Постановка
пальчиковым
сказок – «Репка», 0.25
театром.
«Колобок»
3.Знакомство
с 3.Инсценировка
плоскостным
сказок
0.25
шагающим
«Рукавичка»,
театром.
«Заюшкина
избушка».
4.Постановка
этюда.
0.25
4.Мимика и жесты.
1.Знакомство
с 1.Постановка
0.25
теневым театром.
сказки
«Курочка
ряба»
2.Рисуем
театр. 2.Обсуждение
0.25
Выбор
сценария отчетного
для
отчетного спектакля.
спектакля.
3.Дидактические
0.25
3.Слух и чувство игры.
ритма.
4.Развитие
0.25
4.Пантомима.
сенсомоторики,
постановка этюдов
1.Сила голоса.
1.Артикуляционная 0.25
гимнастика, игры.

21

2.Знакомство
с 2.Инсценировка
0.25
куклами
сказки «Маша и
би-ба-бо.
медведи»
3.Знакомство
с 3.Показ
0.25
конусным
Рождественской
настольным
сказки.
театром.
4.Спектакль!
0.25
4.Подготовка
к
спектаклю
Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно
воспитанников ДОУ)
Январь
1.Театральные
1.Знкомство
с 0.25
игры.
Театральными
играми
2.Развитие
0.25
2.Сценическая
сценической
пластика.
пластики
3.Инсценировки и 0.25
3.Знакомство
с самостоятельная
театром
из деятельность.
деревянных
фигурок,
резиновых
игрушек
(персонажи
из
мультфильмов).
Февраль 1.Чувства, эмоции 1.Постановка
0.25
этюдов
2.Инсценировка
2.Разучивание
0.25
шуток-малюток.
пальчиковых игр
3.Культура
и 3.Формируем
0.25
техника речи.
правильное
произношение
4.Расслабление
4.Развиваем умение 0.25
мышц.
владеть
своим
телом
Март
Инсценировки
1.Знакомство
с 0.25
сказки
театром масок.
2.Знакомство
с 0.25
кукламиговорунчиками.
0.25
3.Театр
куколоригами.
4.Сам
себе 0.25

0.75

1

0.75

1

0.75

1

спектакль для
0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1

0.75

1
22

Апрель

Май

Отчетный
спектакль

режиссёр.
1.Выбор сценария
для
отчетного
спектакля.
2.Репетиция
отчетного
спектакля.

0.25

0.75

1

0.25
0.25
0.25

0.75
0.75
0.75

1
1
1

Отчетный
спектакль

1.Репетиция
0.25 0.75
1
отчетного
спектакля.
2.Генеральная
0.25 0.75
1
репетиция.
Отчетный спектакль для родителей. (Предварительно спектакль для
воспитанников ДОУ)
Май
1.Игровая
1. Показ детьми 0.25 0.75
1
программа «Это вы самых
любимых
можете!»
эпизодов и ранее
сыгранных ролей.
2.Заключительное 2.Подведение
0.25 0.75
1
занятие
итогов

Раздел 5. Организационно-педагогические условия
реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
При реализации программы используются следующие методы и приемы
обучения:
1. Игра.
2. Метод игровой импровизации.
3. Упражнения на расслабление и напряжение мышц.
4. Этюдная методика.
5. Инсценировки.
6. Драматизация.
7. Рассказ.
8. Чтение педагога.
9. Рассказ детей.
10. Беседы.
23

11. Разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и
дополняют друг друга, позволяя помочь детям освоить умения и навыки,
развить внимание, память, воображение, творческое воображение.
Рабочая программа составлена с учетом реализации меж предметных
связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями
картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся
рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его
персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чисто говорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля и других форм организации театрализованной
деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных
игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни,
самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Материально-технические условия реализации программы
Требования к помещению для занятий:
Музыкальный зал
Средства обучения и воспитания:
Различные виды театров: бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе,
пальчиковый театр, бумажный театр и т.д.
Картотека мультфильмов и сказок.
Наглядные пособия (картинки, схемы - модули)

24

Картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок,
скороговорок, чисто говорок.
Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным
произведениям
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Расходные материалы:
Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.
Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим,
декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для
зрителей, карандаши, краски, клей, виды бумаги, кисти.
Костюмы для ряженья.
Кадровое обеспечение.
Педагог с высшим педагогическим образованием.
Методическое обеспечение
 Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные
шумы и звуки, звуки природы, аудио театр.
 Видеотека: записи спектаклей.
 Методическая копилка (сценарии, пьесы и т.д.)
 Картотека театрализованных игр, упражнений.
 Картотека артикуляционной гимнастики
 Картотека лого ритмических упражнений

25

Список литературы
1.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
2. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений.
3. Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных
декораций.
4. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в
детском саду.
5. Чистякова М.И. Психогимнастика.
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.
7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду».
8. Вакуленко, Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в
детском саду. —Волгоград, 2008.
9. Толстых А.В. Психология юного зрителя. — М., 1986. _
10. Фомина Н.А. и др. Сказочный театр физической культуры. — Волгоград,
2004.
11. Юрина Н. Н Первое знакомство с театром: Практические советы педагога.
—— М., 2005.
Литература для детей
1.Большая книга для детского сада. ‒ М.: РОСМЭН,2014.-224с.: ил.
2. Витковская А.М. Обучение слепых преддошкольников предметным
действиям с игрушкой.//Современные теоретические, экспериментальные и
методические проблемы тифлологии/Сб.науч.ст.- СПб.,1997
3.Добрые сказки. ‒ М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. ‒ 304с.
4. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств
старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игредраматизации//Дефектология.-М.,1998 №6
5.Книга для чтения в детском саду и дома: 5‒7 лет: Пособие для воспитателей
детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. ‒ М.: Издательство Оникс,
2008. ‒ 352 с.
6. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель,
2013.

26

7.Сказки русских писателей / С. Аксаков, Н. Телешов, Д. Мамин‒Сибиряк и
др.; М.: РОСМЭН, 2014. ‒ 128с.: ил.
8.Сказки со всего света: сказки / Пер. с англ. М. Мельниченко. ‒ М.: РОСМЭН,
2014. ‒ 144с.: ил. ‒ (Все лучшие сказки).
9.Хрестоматия. Старшая группа детского сада / А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой,
К.Г. Паустовский и др.; Хуудож. В. Коркин, А. Лебедев, Д. Лемко и др. ‒ М.:
РОСМЭН, 2018. ‒ 192 с.: ил.
10.Хрестоматия. Подготовительная группа детского сада / И.А. Крылов, К.Д.
Ушинский, П.П. Бажов и др.; Худож. А. Гардян, В. Канивец, В. Коркин и др. ‒
М. : РОСМЭН, 2018. ‒ 208с. : ил.
11.Чуковский К.И. Сказки, стихи и песенки. ‒ Смоленск: Русич, 2009 ‒ 240 с.:
ил.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».