Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» (МБДОУ ГО Заречный «Детство») СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом СП ДОУ «________________» (протокол от _________ № __) УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБДОУ ГО Заречный «Детство» от 04.12.2023 № _419 - од СОГЛАСОВАНО Родительским комитетом СП ДОУ «_________________» (протокол от ___________ № __) Положение о развивающей предметно-пространственной среде в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» Заречный 2023 1. Общие положения 1.1 . Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» (далее- ДОУ) разработано в соответствии с : Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ в действующей редакции; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.); Санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи CП 2.4.3648-20, Санитарноэпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения СанПиН 2.3/2.4.3590 - 20, Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиеническими нормативами и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.02.2023 N ТВ413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»); Уставом ДОУ. 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО (группы, прогулочного участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. РППС - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно2 телекоммуникационной сети Интернет ( пункт 3.3 Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее- ФГОС ДО ). Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, учебно-методические комплекты, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (пункт 26 статьи 2 Закона об образовании). 2.2.РППС ДОУ (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОО; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. При реализации образовательной программы ДОУ в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать: - Образовательной программе ДОУ, Адаптированным образовательным программам ДОУ; - материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ; - возрастным особенностям детей; требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам; - требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей. 2.4. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 2.5. Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ. 2.6 . Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 2.7. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ, адаптированных образовательных программ ДОУ (далее – Программы). 2.8. Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программ, а также рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования). 2.8. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей. 2.9. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2.10.Трансформируемость пространства предполагает: - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 2.11. Вариативность среды предполагает: - наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 2.11. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 2.12. Безопасность РППС предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 2.13. РППС в группах и на участке ДОУ должна основываться на рекомендациях по организации инфраструктуры ДОО в виде центров: 2.14. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности: 2.14.1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей. 2.14.2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера. 2.14.3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого. 4 2.14.4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств. 2.14.5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок. 2.14.6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметам и орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). 2.15. В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности: 2.15.1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»; 2.15.2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; 2.15.3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»; 2.15.4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»; 2.15.5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; 2.15.6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие». 2.15.7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Социально- коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»; 2.15.8. Книжный уголок, содержащий -эстетическое художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей; 2.15.9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»; 2.15.10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников; 2.15.11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений; 2.15.12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 3. Формирование предметно-пространственной среды ДОУ 3.1. Структурное подразделение ДОУ самостоятельно выбирает, а ДОУ приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии с содержанием Программ и с наличием сертификатов качества приобретаемого материала и оборудования. 6