Положение о РППС 2023 Детство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа
Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство»
(МБДОУ ГО Заречный «Детство»)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
СП ДОУ «________________»
(протокол от _________ № __)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБДОУ ГО Заречный
«Детство»
от 04.12.2023 № _419 - од

СОГЛАСОВАНО
Родительским комитетом
СП ДОУ «_________________»
(протокол от ___________ № __)

Положение о развивающей предметно-пространственной среде в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждения городского округа Заречный
«Детский сад комбинированного вида «Детство»

Заречный
2023

1. Общие положения
1.1 . Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения городского округа
Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» (далее- ДОУ) разработано в
соответствии с :
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012г. № 273-ФЗ в действующей редакции;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.);
Санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи CП 2.4.3648-20, Санитарноэпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения СанПиН
2.3/2.4.3590 - 20, Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиеническими нормативами
и требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г.
№1022 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г.
№1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.02.2023 N ТВ413/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного
образования»);
Уставом ДОУ.
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО (группы,
прогулочного участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1. РППС - часть образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для
развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления
их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение
обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на
актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности
средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату
услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно2

телекоммуникационной сети Интернет ( пункт 3.3 Федерального государственного стандарта
дошкольного образования (далее- ФГОС ДО ).
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия,
учебно-методические комплекты, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные
и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации
образовательной деятельности (пункт 26 статьи 2 Закона об образовании).
2.2.РППС ДОУ (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе ДОО;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей.
2.3. При реализации образовательной программы ДОУ в различных организационных
моделях и формах РППС должна соответствовать:
- Образовательной программе ДОУ, Адаптированным образовательным программам
ДОУ;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
ДОУ;
- возрастным особенностям детей; требованиям безопасности и надежности при
использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно
действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и
оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.
2.4. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности
образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.5. Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей,
игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других
областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой,
двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной,
конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.),
в том числе для детей с ОВЗ.
2.6 . Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
2.7. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию образовательной программы ДОУ, адаптированных образовательных программ
ДОУ (далее – Программы).
2.8. Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено
средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе,
расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в

соответствии со спецификой Программ, а также рекомендациями по формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебнометодических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного
образования).
2.8. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников,
- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2.9. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
2.10.Трансформируемость пространства предполагает:
- возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
2.11. Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения
и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
2.11. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ
воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
2.12. Безопасность РППС предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
2.13. РППС в группах и на участке ДОУ должна основываться на рекомендациях по
организации инфраструктуры ДОО в виде центров:
2.14. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
2.14.1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2.14.2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и
игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы,
цвета, размера.
2.14.3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных
игр со сверстниками под руководством взрослого.
4

2.14.4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла
музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной
деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
2.14.5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок,
стихов, рассматривания картинок.
2.14.6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной
деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков
самообслуживания и становления действий с бытовыми предметам и орудиями (ложка, совок,
лопатка и пр.).
2.15. В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
2.15.1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой
подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и
музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке,
всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»;
2.15.2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для
развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания
образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
2.15.3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских
игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;
2.15.4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного
материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин,
демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в
интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
2.15.5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал
и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных
математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных
областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие»;
2.15.6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое
оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют
реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с
содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие».
2.15.7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает
расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со
взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие». «Социально- коммуникативное развитие» и
«Художественно-эстетическое развитие»;
2.15.8. Книжный уголок, содержащий -эстетическое художественную и документальную
литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этическое воспитание,
формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы,
воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных
потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей;
2.15.9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет
организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием

образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;
2.15.10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения
воспитанников;
2.15.11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности
воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них
нарушений;
2.15.12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной
деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с
содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
3. Формирование предметно-пространственной среды ДОУ
3.1. Структурное подразделение ДОУ самостоятельно выбирает, а ДОУ приобретает
средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе
расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии с
содержанием Программ и с наличием сертификатов качества приобретаемого материала и
оборудования.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».