Дополнительная программа Арт-терапия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ «ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСВО»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной
направленности для воспитанников ДОУ 5-7 лет
«Арт – терапия, как средство развития самовыражения у детей»
Срок реализации: 1 учебный год

Заречный
2023 год

Содержание дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
10.
11.
12.

Пояснительная записка
Цель, задачи и принципы реализации программы
Принципы работы
Используемые виды Арт – терапии
Содержание общеобразовательной общеразвивающей
программы
Структура занятия
Планируемый результат
Материалы и оборудование.
Педагогическая диагностика результатов освоения программы
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы
Учебно-тематический план взаимодействия с семьями
воспитанников
Заключение
Список литературы

3
6
7
8
9
15
16
16
17
18
18
20
21

2

Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования главная задача ДОУ это раскрытие
способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного
человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире, т.е. воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Обязательным условием выполнения задач ФГОС ДО выступает
грамотно
выстроенное
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного процесса, обеспечивающего оптимальный уровень
психического, эмоционально-личностного развития дошкольников, состояние
здоровья (в том числе детей с ОВЗ), а так же отсутствие поведенческих
нарушений.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная
на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе
восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.
Арт-терапия представляет собой совокупность методик, имеющих различия
и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к
определенному виду искусства, так и направленностью, технологией
психокоррекционного применения.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали,
что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют
решать следующие задачи:
Воспитательные. Способствуют нравственному развитию личности,
обеспечивают ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики
поведения.
Коррекционные. Способствуют успешной корректировке образа “Я”,
улучшению самооценки, исчезновению неадекватных форм поведения,
налаживанию способов взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические. Создают атмосферу эмоциональной теплоты,
доброжелательности, признания ценности личности другого ребенка.
Способствуют возникновению ощущения психологического комфорта,
защищенности, радости, успеха.
Диагностические. Позволяют корректно понаблюдать за детьми в
самостоятельной деятельности, узнать его интересы, ценности, увидеть
внутренний мир, личностное своеобразие.
Развивающие. Способствуют в переживании ребенком успеха в той или
иной деятельности, самостоятельно справляться с трудной ситуацией. В целом
осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ с
учетом особенностей психофизического развития и возможностей
воспитанников.
3

Направленность программы - заключается в возможности
совершенствования комплексного психолого-педагогического сопровождения
детей с различными особенностями развития посредством применения новых
интерактивных методов и приёмов.
Актуальность программы.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввѐл в
употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с
туберкулѐзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось
по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в
больницах и центрах психического здоровья.
В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в
лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982) или
изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988).
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З.
Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную
базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951)
и А. Маслоу (1956).
В процессе работы происходит развитие личности ребёнка, развиваются
символическое мышление и эмоциональный двигательный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения,
формируются
произвольные высшие психические функции.
Адресат программы.
Программа ориентирована на возраст от 5 до 7 лет, разработана с учетом
психофизиологических особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности детей.
Возраст 5-7лет. Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью,
стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой
деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками.
Значительно
возрастает
активность
детей,
они
очень
энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более
совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается
звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и
сильным. Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным
возрастом
в
развитии познавательной сферы
ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда
в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все
моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности
ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы
можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют
сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов
4

усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным,
когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение
ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым
своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим
сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым
и ребенком. В играх на логику прослеживается и личностный аспект
дошкольника.
Ребенок 6-7 лет - старший дошкольный возраст — период познания мира
человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно
новому этапу в его жизни — обучению в школе. В сюжетно-ролевых играх дети
подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
взаимодействия людей. Отражающие характерные жизненные ситуации.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.
При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать
интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и
устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении
вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут,
объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть
двойственные изображения.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки
обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Режим занятий: 2 академических часа в неделю Продолжительность
одного занятия 30 минут
Форма занятий:
Индивидуальная, групповая (оптимальное количество детей 5-6 человек.)
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей
детей.
Общий объем образовательной программы
Общее количество часов - 32

5

1.Цель, задачи и принципы реализации программы
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы ребёнка через использование
средств арт-терапии, развитие творческих способностей и речевого развития
детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
 Формирование умения детей понимать и выражать собственное
эмоциональное состояние через творчество;
 Создание условйя для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения
детьми различных видов творчества по возрастным группам.
 Снятие эмоционального и мышечного напряжения, гармонизация
эмоциональной сферы;
 Развитие у детей воображения, речи, умение «читать» характеры
персонажей в сказкотерапии (в соответствии с их возрастными
особенностями).
 Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
 Формирование способов эффективного взаимодействия: умения
сотрудничать, проявлять инициативу;
 Совершенствование способности управлять своими чувствами и
эмоциями,
 Снижение уровня тревожности, агрессивности, демонстративности,
замкнутости,
 Оптимизация детско-родительских отношений
Участники программы: воспитанники ДОУ в возрасте от 5до7 лет;
Срок реализации: 1 года
Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при
использовании принципов обучения. Наиболее близкими считаются
следующие:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
6


возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей;

принцип системности;

принцип дифференциации (развитие творческих способностей по
различным направлениям);

принцип коллективизма;

принцип интеграции (развитие речи, музыкальная деятельность,
изодеятельность, театральная деятельность, познавательная деятельность).

2. Принципы работы
2.1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится
на постоянной основе, в определённые дни недели. Конкретно запланированная
тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее
обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций, таких как:
дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая
ситуация.
2.2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях
ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают
активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего
мира своего ребёнка.
Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные
педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера
связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей;
через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают
проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную
деятельность детей, родителей и педагога по темам программы.
2.3. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы
ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной
вовлечённости в процессе занятий.
2.4. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для
раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка:
1. Принцип ритуала (начинать и заканчивать каждое занятие каким-либо
одинаковым действием);
2.Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество
детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы
«это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д.);
3.Принцип личностного общения (все дети могут высказывать своё мнение, но
стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной
позиции каждого ребёнка);
4.Принцип авторства(подписывать работы детей);
7

5.Принцип выставки (организация выставки работ — это очень важно для
юных творцов);
6.Принцип диалогического обсуждения (каждый ребёнок может высказаться и
быть выслушанным);
7.Принцип похвалы, поощрения (подбадривание своих подопечных);
8.Принцип права на ошибку (каждый имеет право на ошибку, её нужно
обернуть в необычное творческое решение).
2.5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком
материалов, способов работы, и степени активности.

3. Используемые виды Арт – терапии
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое,
использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки
человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей
этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку
по много раз.
Сказкотерапия, т.е. работа со сказкой направлена непосредственно на помощь
ребёнку. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы,
показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок
имеет определенную направленность.
Что могут дать психологические сказки детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что его понимают, что интересуют его
проблемы, что готовы ему оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка
на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он
«откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется
«механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы
для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и
наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать
основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать
ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из
сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть
всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание
обязательно будет счастливым.
4. Во время сказкотерапии возможно использовать театр зверей, кукольный
театр, вспомогательные карточки, магнитную доску, цветные карандаши и
бумагу.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в
рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим
собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и
8

открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую
целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Изотерапия.Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных
средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной
терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и
детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить
чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление, речь,
коммуникацию, самовыражение.
Музыкотерапия. Музыка как вид искусства, такая близкая и
необходимая людям, является универсальным средством общения в различных
культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных
эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка
позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет
всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через
звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Библиотерапия. Литературное сочинение и творческое прочтение
литературных произведений.
Драма терапия. Лечебно-воспитательная дисциплина, в которой
преобладают групповые мероприятия, использующие театральные и
драматические средства в групповой динамике для ослабления
симптоматических проявлений, смягчения последствий психических
расстройств и социальных проблем, а также повышения уровня социального
развития и интеграции личности.
Игровая терапия. Основана на использовании ролевой игры как одной
из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность.
Куклотерапия. Основан на процессах идентификации ребенка с
любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
Коррекционная ритмика. Вид активной музыкальной терапии в основе
которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия.

4. Содержание общеобразовательной общеразвивающей
программы
№
п/п

Название раздела, темы

1
1.1

Октябрь
Здравствуй, друг!

Количество часов
всего
4
1

теория
2
0,5

практика
2
0,5

Формы контроля

Знакомство,
установление
контакта; создание
благоприятной
атмосферы

9

1.2

«Моё имя»

1

0,5

0,5

1.3

«Рисунок листьями»
(оттиски)

1

0,5

0,5

1.4

«Осеннее дерево» (обрывная
аппликация)

1

0,5

0,5

2
2.1

Ноябрь
«Рисование себя»

4
1

2
0,5

2
0,5

2.2

«Мандала или рисунок в
круге»

1

0,5

0,5

2.3

Песочный круг (песочная
терапия

1

0,5

0,5

2.4

Фотоколлаж «Дом»

1

0,5

0,5

3
3.1

Декабрь
«Маски»

4
1

2
0,5

2
0,5

1. Знакомство друг с
другом
2.Стимулирование
творческого
самовыражения.
Развитие
эмоционального
мира, снятие
эмоционального
напряжения
Развитие
воображения,
фантазии, снятие
стресса, усталости,
напряжения
Самораскрытие,
работа с образом «Я»,
раскрытие
внутренних ресурсов
личности и
творческого
потенциала
Снятие стресса,
усталости,
напряжения,
внутреннего
конфликта
Формирование
позитивного
эмоционального
фона, развитие
эмоционально –
волевой сферы
Развитие социальной
компетентности,
творческой фантазии
и эстетического
представления;
коррекция детскородительских
отношений.
Самовыражение,
самосознание. Работа
с различными
чувствами и
состояниями.
Развитие навыков
активного слушания,
эмпатии.

10

3.2

«Мои эмоции»
Песочная терапия

1

0,5

0,5

3.3

«Дорожки»
(песочная терапия)

1

0,5

0,5

3.4

«Сказка о бабочке
сновидений» (сказкотерапия)

1

0,5

0,5

4
4.1

Январь
Музыкотерапия. «Зимняя
сказка»

4
1

2
0,5

2
0,5

4.2

«Моя семья»
(песочная терапия)

1

0,5

0,5

Выявление
эмоционального
состояния ребенка,
чувств и
представлений.
Формирование
позитивного
эмоционального
фона, развитие
эмоционально –
волевой сферы
Развивать умение
дослушать до конца
задание, развивать
мелкую моторику
рук, путем
взаимодействия
пальчиков с песком,
счетными палочками
и мелкими
игрушками.
Актуализация
эмоционального и
когнитивного
компонента
переживания
сновидений, изучение
«ночных страхов»,
поиск внутреннего
ресурса.
Творческое
самовыражение,
формирование
чувства своего
эмоционального
состояния,
формирование
чувства
защищенности,
покоя.
Выявление
эмоционального
состояния ребенка,
чувств и
представлений,
связанных с детскородительскими
отношениями,
исследование

11

4.3

«Драма терапия»

1

0,5

0,5

4.4

«Игровая терапия»

1

0,5

0,5

5
5.1

Февраль
«Узоры на песке»
(песочная терапия)

4
1

2
0,5

2
0,5

5.2

«Музыканастроение» (Музыкотерапия)

1

0,5

0,5

5.3

«Цветущее вишневое
деревце» (рисование
ладошкой и пальчиками)

1

0,5

0,5

5.4

«У страха глаза велики»
Сказкоропия совместно с
изотерапией

1

0,5

0,5

особенностей
взаимоотношения
ребенка с миром
Развитие творческих
способностей, полету
фантазии.
Развитие
воображения,
ролевой игры, снятие
эмоционального
напряжения;
пополнение и
обогащение
взаимодействия в
группе.
Закрепить знания про
сенсорные эталоны и
закономерности,
развитие мелкой
моторики рук.
Способствовать
умению передавать
настроение музыки
снятие
эмоционального
напряжения, развитие
творческого
самовыражения.
Развитие
эмоционального
мира, творческих
способностей,
мышления,
восприятия, мелкой
моторики рук.
Дестабилизации и
разрушению
патологических
стереотипов
(повышенного уровня
тревожности и
страхов, чувства
напряжения),
раскрепощению
детей;
- развитие у них
смелость и
уверенности в себе;
- развивать
вербальные и

12

невербальные формы
проявления эмоций,
мимику и
пантомимику,
мелкую моторику.
6
6.1

Март
«Перевоплощение»
Библиотерапия

4
1

2
0,5

2
0,5

6.2

Всегда ли мы поступаем
правильно?» Социально психологический тренинг.

1

0,5

0,5

6.3

«Тренируем свои эмоции».
Игротерапия.

1

0,5

0,5

6.4

«Прощание со страхами».
Рисование карандашами.

1

0,5

0,5

7
7.1

Апрель
Коррекционная ритмика

4
1

2
0,5

2
0,5

учить умению
перевоплощаться в
предметы, животных,
изображая их с
помощью пластики,
мимики, жестов.
Снижение
психоэмоционального
напряжения.
Активизация
внимания, умения
концентрироваться на
стихотворных
образах.
формировать
осознание
последствий реакции
в конфликтных или
напряженных
ситуациях,
формировать чувство
эмпатии,
дружественного
отношения друг к
другу.
развитие
саморегуляции,
умения
контролировать свои
эмоции, снятие
напряжения.
коррекция страхов,
агрессии, снятие
напряжения, развитие
творческого
воображения,
гармонизация
эмоционального
состояния.
Творческое
самовыражение,
формирование
чувства своего
эмоционального

13

7.2

Чтение сказки «Найда».
Сказкотерапия

1

0,5

0,5

7.3

Групповой коллаж. «Мой
мир»

1

0,5

0,5

7.4

«Я и моя любимая игрушка»
Куклотерапия

1

0,5

0,5

8
8.1

Май
«Я и моя семья».
Изотерапийная игра.

4
1

2
0,5

2
0,5

8.2

«Мои эмоции»
Песочная терапия

1

0,5

0,5

состояния
На вербальном и
эмоциональном
уровне показать
ребенку что такое
хорошо, что такое
плохо, примерить на
себя роли обидчика и
обиженного,
сильного и слабого,
развивать умение
высказывать свое
мнение по проблеме.
раскрытие
потенциальных
возможностей детей,
эффективным
методом
взаимодействия в
группе, развитие
положительных
эмоциональных
переживаний,
творческое
саморазвитие.
Выявление
эмоционального
состояния ребенка,
чувств и
представлений,
связанных с детскородительскими
отношениями,
исследование
особенностей
взаимоотношения
ребенка с миром.
выявить своеобразие
эмоционального
благополучия ребенка
в семье,
зафиксировать
позитивное
отношение к
родителям, осознание
родственных чувств,
чувства безопасности.
Выявление
эмоционального

14

8.3

«Я, ты, он, она»
Игровая терапия

1

0,5

0,5

8.4

Заключительное занятие.
«Дарим радость». Подведение
итогов.

1

0,5

0,5

состояния ребенка,
чувств и
представлений.
Формирование
позитивного
эмоционального
фона, развитие
эмоционально –
волевой сферы
Самовыражение,
самосознание. Работа
с различными
чувствами и
состояниями.
Коллективизация.
подведение итогов
выполненной работы,
формирование у
детей умения
распознавать свои
эмоции, овладевать и
управлять ими

5. Структура занятия
Этапы работы
Ритуал приветствия.
Разминка – воздействие на
эмоциональное
состояние
детей,
уровень
их
активности.

Комментарий
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового
доверия и принятия.
Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую
деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и
между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения
выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни
позволяют активизировать детей, поднять их настроение;
другие, напротив, направлены на снятие эмоционального
возбуждения.
Техники
направлены
одновременно
на
развитие
познавательных процессов, формирование социальных
навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок
предъявления упражнений и их общее количество.
Последовательность предполагает чередование деятельности,
смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к
спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной
технике.

Основное
содержание
занятия –
совокупность
психотехнических
упражнений
и
приемов,
направленных на решение
задач
данного
занятия
(изотерапия, сказкотерапия,
музыкатерапия,
песочная
терапия,
цветотерапия,
проигрывание
ситуаций,
групповая дискуссия).
Рефлексия – оценка занятия Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось,
(беседы).
было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это
важно, зачем мы это делали).

15

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.

6. Планируемые результаты
В результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
 устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса,
появляется демократизм отношений;
 у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
 воспитывается чувство коллективизма;
 отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы
каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
 на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
 создается
комфортный
психологический
климат
в
группах:
доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения
каждого;
 стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек
зрения;
 формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение
высказывать свою точку зрения;
 идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко
излагать свои мысли;
 уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания,
снимается излишняя агрессивность.

7. Оборудование и материалы
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить
психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для
развития творческих, познавательных процессов, речи и эмоционально –
волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих групповых занятий
хорошо освещена и включает в себя:
 магнитная доска;
 стол детский;
 стулья детские;
 палас;
 подушки;
 набор фигурок или карточек с эмоциями;
 кинетический песок;
 контейнер для песка;
16






кукольный театр;
магнитофон для прослушивания музыки;
музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик;
приспособления для рисования: краски, гуашь, кисти, ватман,
листы бумаги, валики, трубочки мелки, карандаши, ватные палочки
и т.д.;
 природные материалы: камушки, ракушки, шишки и т.д;
 пластилин, стеки, доски для лепки.

8. Педагогическая диагностика результатов освоения Программы
Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Итоговая аттестация по данной программе не предусмотрена.
Педагогическая диагностика результатов освоения Программы
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности
арт-терапевтических занятий определяется с помощью диагностического
комплекса, который предусматривает как психологическую, так и
педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности в
начале и в конце учебного года.
Критерии педагогической оценки развития навыков арт-терапевтической
деятельности:
 развитие воображения, фантазии, снятие стресса, усталости,
напряжения;
 самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и
состояниями;
 творческое самовыражение;
 страхи, агрессии, снятие напряжения;
 развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции;
 способствовать умению передавать настроение музыки;
 развивать умение дослушать до конца задание, развивать мелкую
моторику рук, путем взаимодействия пальчиков с песком,
счетными палочками и мелкими игрушками;
 творческое самовыражение, формирование чувства своего
эмоционального состояния.
Механизм оценки получаемых результатов.
1. Снятие стресса, напряжения.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
2. Самовыражение.
17

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Творческое самовыражение.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Страхи, агрессии, снятие напряжения.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Развитие саморегуляции, умения контролировать свои эмоции.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Способствовать умению передавать настроение музыки.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Развивать умение дослушать до конца задание, развивать мелкую
моторику рук, путем взаимодействия пальчиков с песком, счетными
палочками и мелкими игрушками.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.
Творческое самовыражение, формирование чувства своего
эмоционального состояния.
Высокий уровень – 3 бала:
Низкий уровень -1 балл.

9. Взаимоотношения с родителями
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с
семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства
педагогов.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада данная
программа будет успешной.










Основными формы работы с родителями:
Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления
проблем конкретного ребенка)
Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки
спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение
вместе») – в практике игровой терапии.
Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся
опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
Анкетирование
Дни открытых дверей
Совместные литературные вечера – в практике библиотерапии.
18

10. Учебно-тематический план взаимодействия с семьями
воспитанников
№
1
2
4
5
6

Вид работы/Тема
Консультация «Самовыражение ребенка».
Семинар - практикум «Нетрадиционные техники
рисования»
Консультация «Роль песка в развитии психики ребенка»
Мастер - класс «Сказкотерапия дома». Как родителю
использовать данный метод для работы с ребенком.
Консультация «Музыкотерапия» Как научить ребенка
пережить стресс с музыкой.

Дата
Октябрь
Ноябрь
Январь
Март
Апрель

19

Заключение
Арт-терапевтические занятия повышают мотивацию к занятиям, нравятся
детям, способствуют положительной динамике в их эмоционально-волевом
развитии. Использование в работе инновационых технологий, таких как
сказкотерапия,
песочная
терапия,
библиотерапия,
драма
терапия,
музыкотерапия и т.д. будут
способствовать более эффективному
сопровождению детей, позволят добиться положительной динамики.
Разработка данной программы и внедрение его в деятельность
дошкольной организации может помочь дошкольному учреждению в
реализации задач по формированию и раскрытию способностей каждого
ребенка, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Разработанные в рамках программы инновации, могут быть полезными
для всех (педагоги, родители), а также могут распространяться за ее пределами.

20

Список литературы
1. Арт-тарапия - новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр,

2006
2. Беллак Л., Эбт Л. и дрПроективная психология.
3. Белозорова, Л.А. Влияние арт-терапии на психологическое здоровье личности
/Л.А. Белозорова, О.Н.Бондарева, О.Н.Князева // Культура физическая и
здоровье. – Воронеж, 2010. − № 4(29),
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –
М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
6. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников:
сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
7. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет:
диагностика , занятия, рекомендации.- Волг.: Учитель. 2009. – 191 с.
8. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. –
64 с.
9. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 65
с.
10. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.:
Просвещение; 2005. – 56 с.
11.Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1996 – С.256
11. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.:
Речь; 2006. – 160 с.
12. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Торговый центр Сфера. М.:
2001г.
13. Копытина А.И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: КогитоЦентр,2006. –
336с.
14. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
15. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск
Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
16. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы,
диагностика, система
занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г.
17. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей» Сборник
упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008.- 48 с.
18. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей. – Германия, Равенсбург –
2004.
19. Цайри А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с
детьми с исполь-зованиеммандалы. – Газета «Школьный психолог», февраль 2007,
№4 (386).
20.
Штейнхард Л. Юнгианская Песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
21

Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.- М.:
Айрис-пресс; 2007. – 112 с.

21.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».