волшебный мир23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГ ВИДА «ДЕТСТВО»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ДЮЙМОВОЧКА»
Утверждена:
Приказом директора МБДОУ
ГО Заречный «Детство»
№278-Од от 28.07.2023

Программа
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР»
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи

г. Заречный
2023 год
Развитие сенсорной культуры и речи

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Детство – период вхождения в окружающий мир. Время, когда закладывается
образ будущей жизни и образ самого себя. Выразительные проявления
окружающего мира накапливаются в чувственном опыте человека, в его
сенсорной памяти в виде образов - картин жизненных ситуаций, образов
поведения и общения, образов предметов и явлений. Система образования в
настоящее время ориентируется на личностно – ориентированный подход к
детям – это идея гуманистического мышления. В него входят: представление у
детей о ценности мира, его всеединстве взаимозависимости, признание человека
высшей ценностью.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
познавательное развитие, частью которого является развитие сенсорной
культуры ребенка, предполагает:







развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий;
становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях;
формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, величине, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.)
 формирование первичных представлений о планете Земля, как об общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
мира.
Сенсорное развитие детей с проблемами в развитии имеет свои особенности:
они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а
главное – в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном
возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов.
Геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и
временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности
восприятия, которыми обладают.
В процессе практической деятельности выявились следующие противоречия:
 между общим для всех детей содержанием образования в процессе
развития сенсорной культуры и речи, и его индивидуальными
возможностями, склонностями, интересами;

 между потребностью создания комфортных условий для развития
сенсорной культуры и речи ребенка и недостаточным количеством
времени, отведенным для этого программой, которая лежит в основе
образовательной программы нашего детского сада.
 между целями и задачами развития сенсорной культуры и речи ребенка
на современном этапе и традиционными методами реализации этих
целей и задач в педагогическом процессе.
Решением этих противоречий было создание рабочей программы по
развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи, которая в полной мере обеспечила сопровождение ребёнка
с проблемами в развитии в процессе развития его сенсорной культуры и речи.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ), ФГОС дошкольного образования (приказ
Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155), Законом Свердловской
области от 15 июля 2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области». Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р., а также в сооответствии с частью
65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541),
пунктом 1 и подпунктом 4.2.62 пункта 4 Положения о Министерстве
просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст.
5343; 2022, № 46, ст. 8024), приказом Минпросвещения от 24.11.2022
№
1022
утверждена
новая
федеральная
адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФАОП НОО
для обучающихся с ТНР (вариант 5.1); ФАОП НОО для обучающихся с ТНР
(вариант 5.2); Программа является частью
основной общеобразовательной программой МБДОУ ГО Заречный
«Дюймовочка». Рабочая программа по развитию сенсорной культуры
обеспечивает разностороннее развитие детей с общим недоразвитием речи в
возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям развития ребенка, приоритетным из которых
является речевое и познавательное развитие (сенсорное развитие).
1.1.1. Цели и задачи реализации программы по развитию сенсорной
культуры детей дошкольного возраста детей с ОНР:
Цель:
Обеспечение развития личности, мотивации и способности детей с общим
недоразвитием речи в различных видах деятельности путем создания

коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и
личностных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением в
развитии, в процессе сопровождения развития их сенсорной культуры и речи.
Задачи:
 обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов
обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия
(осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);
 закреплять чувственный опыт в слове, то есть формировать полноценные
представления о свойствах предметов;
 осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на
основе развития образной категоризации;
 обеспечить успешное овладение рациональными приемами осязательного
обследования предметов;
 развивать слуховое восприятие в упражнениях на узнавание и различение
голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких
игрушек или предметов-заместителей;
 развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и
различение больших и маленьких предметов, предметов разных форм,
предметов, окрашенных в разные цвета.
 осуществить переход от полимодального тактильно-кинестетически зрительного к мономодальному зрительному восприятию.
Развитие психических функций
 развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких
и низких звуков;
 развивать зрительное внимание и память в работе с парными и
разрезными картинками, кубиками и пазлами;
 развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию
предметов.
1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
Программа сенсорного развития:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической
применимости (соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму»).
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих
и коррекционных целей и задач процесса образования детей

дошкольного возраста с ОНР, в ходе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает
национальные ценности и традиции в образовании.
Особенность программы – в более глубоком изучении предметов и явлений
окружающего мира: она готовит детей к восприятию и элементарному
пониманию диалектического единства мира в его количественных и
качественных взаимосвязях. Строится на основе дидактических принципов,
среди которых ведущими являются:
 Принцип
психологической
комфортности
(создание
особой
пространственно-предметной развивающей среды, обеспечивающей
эмоционально-комфортное условие процесса развития сенсорной
культуры и речи ребенка)
 Принцип деятельности (каждое новое занятие вводится не в готовом виде,
а через процесс самостоятельного «открытия» ребенком особенностей и
свойств, изучаемых предметов и явлений)
 Принцип целостного представления об окружающем мире (каждое новое
представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и
явлениями окружающего мира)
 Принцип творчества (ориентирует педагога на приобретение каждым
ребенком опыта творческой деятельности в процессе развития его
сенсорной культуры и речи)
 Принцип вариативности предоставляет ребенку право собственного
выбора действия.
 Принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи на уровне
содержания, методологии методики развития сенсорной культуры и речи
на всех возрастных ступенях периода дошкольного детства.
 Принцип
концентрированности
(концентрированное
изучение
лексической темы осуществляется на нескольких занятиях, следующих
одно за другим, методом «погружения в тему», т.е. формирование,
расширение представлений о свойствах предметов и явлений и

активизация словаря
деятельности).

происходит

на

занятиях

по

всем

видам

1.1.3. Психолого-педагогические
условия
развития
сенсорной
культуры.
Сущность научных взглядов на сенсорное развитие детей
дошкольного возраста с ОНР.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта
проблема занимала одно из центральных мест. Выдающиеся зарубежные
ученые в области дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М.
Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной
педагогики и психологии (Е.И Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова,
Н.П.Сакулина, Н.Н.Подъяков) справедливо считали, что сенсорное развитие,
направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития,
является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Именно этот
возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным
для совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Ими были разработаны разнообразные
дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и
признаками предметов.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику
благодаря работам Марии Монтессори. Однако она считала, что для
приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы
чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств
предметов. Такая точка зрения многими педагогами и психологами признается
в настоящее время ошибочной. Ребенок развивается путем «социального
наследования», которое предполагает не только упражнение и развитие
врожденных способностей, но и приобретение новых при усвоении
общественного опыта. Сенсорная культура, восприятие ребенка – результат
усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством в течение всего
периода развития цивилизации. Она включает в себя общепринятые
представления о цвете, форме, и других свойствах вещей.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он
знакомится с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.
И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или
иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без
разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается

поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное
воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с
сенсорной культурой человека.
Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у
детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах
внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен
А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работах по сенсорному
воспитанию дошкольников. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают
семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве
эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система
мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы
родного языка, звуковысотные, ритмические отношения), свои – во вкусовом,
обонятельном восприятии.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был
детально исследован Л. А. Венгером, Э. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгером. Ими
была разработана система сенсорного воспитания на основе современных
дидактических принципов.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа предусматривает:
 обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное
общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к каждому
ребенку, к его чувствам и потребностям;
 поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия
детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную
помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах в сенсорной деятельности;
 установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
развитие
коммуникативных
способностей
детей,
позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в
совместно распределенной деятельности
 установление правил поведения в зале сенсорной интеграции и
образовательной
психологической
реабилитации
во
время
деятельности,
 построение развивающего образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий
для овладения культурными средствами деятельности; организацию
видов
деятельности,
способствующих
развитию
мышления,
воображения, фантазии и детского творчества; поддержку спонтанной
игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и

пространства; оценку индивидуального развития детей в ходе
наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности
индивидуализацию
собственных
образовательных
действий,
образования и оптимизацию работы с группой детей.
 взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам сенсорного развития ребёнка, непосредственного вовлечения
их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
1.1.4. Значимые характеристики сенсорного развития детей с общим
недоразвитием речи.
Характеристика особенностей сенсорного развития детей и
выявленных трудностей освоения содержания сенсорного развития детей
с общим недоразвитием речи.
Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия формы, цвета,
величины, пространства, времени, движений тела, особых свойств предметов
и явлений, целостных предметов.
Выделяют три периода сенсорного развития детей без речевых патологий:
первый – младенчество; второй – раннее детство; третий – дошкольный
возраст.
В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете,
форме, величине. У детей развиваются познавательные умения определять
цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и
двигательного обследования, сравнения; ребенок учится понимать и
использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются
сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете,
геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими
предметами; дети учатся способам обследования предметов: их группировке
по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных
действий; развивается аналитическое восприятие – умение разбираться в
сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные
величины.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается фонематический слух
– различение речевых звуков, а также различение восприятия начертания букв.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех компонентов речевой и сенсорной
системы.

Дети с первым уровнем речевого развития отличаются значительной
ограниченностью
активного
словарного
запаса,
недостаточно
дифференцированными представлениями об окружающей жизни. Тем самым
дети не ориентируются в пространстве (путают лево-право, вверх-вниз,
вперед-назад); путаются во времени (не могут определить время года, время
суток). Дети с первый уровнем речевого развития не могут назвать цвета, не
манипулируют величинами, формами.
Дети со II уровнем речевого развития ограничиваются перечислением
непосредственно воспринимаемых предметов и действий, игнорируя их
свойства. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов,
обозначающих форму, цвет, материал. Они также, как и дети с первым
уровнем речевого развития, не ориентируются в определении величины,
пространства.
Дети с III уровнем речевого развития характеризуются наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в
контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей),
вносящих соответствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом
ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» –
С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в
зоопарке не были. Потом пошли в парк). Свободное же общение крайне
затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их
самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в
основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук
заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической
группы. Например, ребенок заменяет звуком с', еще недостаточно четко
произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц
(«сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи,
правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес,
помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» – Коля пошел в лес, поймал
маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить
правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения),
воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий,
признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта.

Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях
окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во
она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого.
Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» – Кошка пошла к курице. И вот
она кочет цыпляток есть. Они 6 ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток
много. Курица хорошая, он прогнала кошку).
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет
выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов
языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. В устном речевом
общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но
если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым
использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в
речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают
большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их
нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении
сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя
зяпякаль, атому упал» – Миша заплакал, потому что упал). При составлении
предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо
и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми
пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса,
специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд
специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото,
озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступня, беседка, веранда, подъезд и
др.), неточное понимание, употребление ряда слов (подшивать – зашивать –
кроить).
Недостаточный
практический
навык
применения
способов
словообразования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает
ребенку возможности различать морфологические элементы слова. Большое
число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со
значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и
т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» – платок; «клюкин», «клюкный»,
«клюконный» – кисель; «стекляшкин», «стекловый» – стакан и т.п.).
Особенности в освоении содержания сенсорного развития детей с третьим
уровнем речевого развития проявляются в том, что они называют не только
предметы, но и определяют их свойства: цвет, форму, величину. Но не
затрудняются они в назывании действий, признаков, качеств и состояний,

только хорошо знакомых им из жизненного опыта. Здесь также возникают
трудности в определении пространства, времени.
Таким образом, дети с первым уровнем речевого развития не
ориентируются в пространстве и времени; не могут назвать цвета, не
манипулируют величинами, формами. Дети со вторым уровнем речевого
развития ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых
предметов и действий, игнорируя их свойства – величину, форму, цвет; также
не ориентируются в пространстве и во времени; одним и тем же словом могут
называть многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или
другим признакам. Дети с третьим уровнем речевого развития обычно уже не
затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и
состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта, но не используют
трудные для них слова и выражения; также возникают трудности в
определении пространства, времени.

1.1.5. Планируемые результаты
сенсорного развития
Дети

освоения

детьми

содержания

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности. У ребенка развита крупная и мелкая
моторика.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Положительная динамика процесса развития сенсорной культуры и
речи, в соответствии с уровнями сенсорного развития (Л.А.Венгер)
Доведение до возрастной нормы посредством разработки индивидуального
маршрута развития сенсорной культуры и речи детей, имеющих нарушения в
развитии.
Педагоги – повышение компетентности в вопросе развития сенсорной
культуры и речи. Овладение технологиями, обеспечивающими эффективность
решения данной проблемы.
Родители – накопление и активизация психолого-педагогических
знаний и умений в области сенсорного развития детей.
Развитие сенсорной культуры детей с ОНР в МБ ДОУ «Дюймовочка»

Наш детский сад с 1984 года является дошкольным образовательным
учреждением, с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекционной помощи, в том числе и детям с общим недоразвитием речи
В детском саду созданы все условия для коррекционной деятельности в
области сенсорного развития. С 2004 года функционирует зал сенсорной
интеграции и психологической реабилитации, оснащенный необходимым
обобрудованием.

Краткая характеристика содержания программы
Программа «Развитие сенсорной культуры» имеет два направления:
1. Развитие восприятия сенсорных эталонов.
2. Развитие анализаторов.
Первое направление включает в себя область восприятия формы,
величины, цвета и других свойств предметов окружающего мира.
Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание
сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно
форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования
зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности.
Второе направление включает в себя формирование осязательного
восприятия, восприятие запаха, вкуса, слуха и развитие глазомера.
Первое направление.
Развитие восприятия сенсорных эталонов:
 «Знакомим с цветом»
 «Знакомим с формой»
 «Знакомим с величиной»
Второе направление.
Развитие анализаторов:
 «В мире запахов»
 «В мире звуков»
 «В мире ощущений»
 «Развитие глазомера»
Сенсорное развитие детей по данной программе проводится в зале
сенсорной интеграции и психологической реабилитации в играх-занятиях.
Согласно программе в течение учебного года в каждой возрастной группе
занятие проводится 1 раз в неделю, исключая время на проведение
диагностики и новогодних каникул:
Вторая младшая группа – 28 игр-занятий

Средняя группа – 30 игр-занятий
Старшая группа – 30 игр занятий
Подготовительная к школе группа – 28 игр-занятий

Длительность игр-занятий:
2 младшая группа – 15 минут
средняя группа – 15 минут
старшая группа – 20 минут
подготовительная к школе группа – 25 минут
На каждом занятии предусматривается:
 развитие речи
 развитие мелкой и крупной моторики
 развитие эмоционально-волевой сферы
Особенность данной программы состоит в использовании комплексноигрового метода организации деятельности по развитию сенсорной культуры
ребенка и речи. Результативность работы с детьми по данной программе
повышается благодаря сюжетно-тематической организации игр-занятий. Она
может быть предельно разнообразной, благодаря своей вариативности.
Варианты организации игр-занятий с использованием:
 сказочных сюжетов;
 литературных персонажей;
 известных и придуманных игр;
 элементов сюжетно-дидактической игры;
 сюжетных и пейзажных картинок;
 специально - изготовленных пособий – рисунков, мозаик, лото;
 настольно-печатных игр;
 сюжетов и героев мультфильмов.
Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета
и развивать его по ходу занятия.
Сюжетно-тематические игры-занятия обращены к душе ребенка, его чувствам.
Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое
плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство
прекрасного.
Общая структура игр-занятий включает следующие компоненты:

1.
2.
3.
4.

Организационный момент, мотивация деятельности.
Работа по теме занятия в форме игр и упражнений.
Упражнения в сухом бассейне.
Игры и упражнения релаксационной направленности.

Программа «Развитие сенсорной культуры» не дублируя продуктивных
занятий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих
развитию любой продуктивной деятельности.
Программа предполагает:
 творческий подход к использованию предлагаемых игр и упражнений,
связывая их с общей системой сенсорного развития.
 установление тесного взаимодействия с родителями для повышения
эффективности и результативности развития сенсорной культуры и речи
ребенка.
 развитие сенсорной культуры ребенка во всех видах деятельности с
педагогами в группе.

Возрастные особенности

умственного развития детей
(восприятие)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, фактуре и т. п.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети
от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия –
переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам
восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать
до пяти и более форм и до семи и более цветов, способны дифференцировать
предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада,
а при определенной организации образовательного процесса и в помещении
всего дошкольного учреждения.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более
развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот
или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы из
простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить
группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие
параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в
пространстве.
В старшем дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; происходит
систематизация представлений детей. Они различают и называют не только
основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию –
до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при
анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с
несоответствием формы и их пространственного расположения.
Восприятие у детей подготовительной к школе группы продолжает
развиваться. Однако и у них могут встречаться ошибки, когда нужно
одновременно учитывать несколько различных признаков.

Задачи сенсорного развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
ФАОП
Первая младшая группа (2 – 3 года)
Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению
непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности,
постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы,
выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по
предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,
гладить их и т.д.)
Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать
умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно
включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя
при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, теплый, мягкий,
пушистый и т.д.). Развивать умение воспринимать звучание различных
музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства
предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным
признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по
их свойствам: величине, форме, цвету.
Подсказывать детям названия форм (круглая, треугольная, прямоугольная и
квадратная).
Средняя группа
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в
разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с
широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их
обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов
и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех
органов чувств (осязания, зрения, слух, вкус, обоняние) Обогащать
чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник,
квадрат , прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый,
оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Вторая младшая группа

Сфера

Тематический

Тема

Кол-во

блок

часов
Развитие восприятия сенсорных

Развитие сенсорной культуры

Познавательно - речевая

эталонов:
 Форма предметов

4

 Величина предметов

3

 Цвет предметов

4

 Форма и величина предметов

4

 Цвет и форма предметов

2

 Цвет и величина предмета

3

 Цвет,

4

форма

и

величина

предметов
Развитие анализаторов:
 В мире запахов

1

 В мире звуков

2

 В мире ощущений

3

 Развитие глазомера

В течение
года

Всего занятий:

30

Средняя группа

Сфера

Тематический

Тема

Кол-во

блок

часов
Развитие восприятия сенсорных

Развитие сенсорной культуры

Познавательно - речевая

эталонов:
 Форма предметов

2

 Величина предметов

4

 Цвет предметов

2

 Форма и величина предметов

4

 Цвет и форма предметов

4

 Цвет и величина предмета

4

 Цвет,

3

форма

и

величина

предметов
Развитие анализаторов:
 В мире запахов

1

 В мире звуков

2

 В мире ощущений

4

 Развитие глазомера

В течение
года

Всего занятий:

30

Старшая группа

Сфера

Тематический

Тема

Кол-во

блок

часов
Развитие восприятия сенсорных

Развитие сенсорной культуры

Познавательно - речевая

эталонов:
 Форма предметов

2

 Величина предметов

4

 Цвет предметов

2

 Форма и величина предметов

4

 Цвет и форма предметов

3

 Цвет и величина предмета

5

 Цвет,

4

форма

и

величина

предметов
Развитие анализаторов:
 В мире запахов

1

 В мире звуков

2

 В мире ощущений

3

 Развитие глазомера

В течение
года

Всего занятий:

30

Подготовительная группа

Сфера

Тематический

Тема

Кол-во

блок

часов
Развитие восприятия сенсорных

Развитие сенсорной культуры

Познавательно - речевая

эталонов:
 Форма предметов

4

 Величина предметов

2

 Цвет предметов

7

 Цвет,

форма

и

величина

9

предметов
Развитие анализаторов:
 В мире запахов

1

 В мире звуков

2

 В мире ощущений

3

 Развитие глазомера

В течение
года

Всего занятий:

28

Рабочая программа
«Волшебный мир»

Сенсорное развитие детей с тяжелыми
нарушениями речи
2 младшая группа

Освоение программы по развитию сенсомоторной сферы детей в
соответствии с возрастными особенностями
Младшая группа
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой,
величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных
инструментов, звучания родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые
свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия
предметов по величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы
(круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная). Обогащать чувственный
опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные
способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей,
активно используя все органы чувств.
 Элементарные представления о сенсорных эталонах, выделение
цвета, формы, величины, как особого свойства предмета,
группирование однородных предметов по нескольким сенсорным
признакам: величине, форме, цвету.
 Элементарные представления о способах обследования
предметов.
 Умения выделять цвет, форму, величину предметов.
 Умение называть формы (круглая, треугольная, прямоугольная,
квадратная).
 Умение группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам.
 Проявление аналитического восприятия цвета, формы, величины
и умение фиксировать это в речи.

Младшая группа
Организационные формы
Организованное обучение
№

Занятие

Содержание

Сроки

Форма предметов
1

2

3

4

5

6
7

8

9

Форма предметов
Учить определять название
(треугольник, квадрат, различных геометрических форм;
круг)
соотносить по форме прорези и
вкладыши.
Контрастные фигуры
Учить на основе сравнения различать
геометрические формы. Развивать
осязательное и зрительное
восприятие.
«Логический куб»
Закреплять название геометрических
форм, соотносить по форме прорези и
вкладыши.
«Слоник» - игрушка - Закреплять название геометрических
вкладыш
форм, соотносить по форме прорези и
вкладыши.
Величина
«Грибочки»
Учить сравнивать предметы по
величине. Ориентироваться на слова
«большие», «маленькие». Развитие
мелкой моторики.
«В гостях у белочки» Учить сравнивать предметы по
величине. Развитие мелкой моторики.
«Матрешки»
Учить сравнивать предметы по
величине. Ориентироваться на слова
«открой», «закрой», «большая»,
«маленькая», «такая», «не такая».
Развитие мелкой моторики
(трехместная матрешка).
Форма и величина
Форма и размер
Учить определять название
предметов
геометрических форм, соотносить по
форме и размеру прорези и
вкладыши.
«Картинка из фигур»
Работать над умением
дифференцировать различные по
форме и размеру геометрические

Декабрь
№10
Декабрь
№11
Декабрь
№12
Декабрь
№13
Январь
№14
Январь
№15
Январь
№16

Март
№22
Март
№23

фигуры, опираясь на тактильные и
зрительные ощущения, то есть
развивать осязательное и зрительное
восприятие. Развитие воображения и
творческих способностей детей
10 «Игры с корабликами» Учить на основе сравнения и
практических тренировок различать и
изображать различные
геометрические формы и размеры
предметов и фигур. Развивать мелкую
моторику рук.
11 «Кошки и мышки»
Учить определять названия
различных геометрических форм,
соотносить по форме и размеру
прорези и вкладыши. Развитие
мелкой моторики.
Цвет
12 «Кто скорее соберет» Упражнять детей в выборе и
назывании основных цветов. Развитие
мелкой моторики.
13 «Цветы»
Упражнять детей в выборе и названии
основных цветов. Развитие мелкой
моторики.
14 «Пуговицы»
Упражнять детей в выборе и названии
основных цветов. Шнуровать
пуговицы по инструкции педагога.
Пришнуровывать пуговицу к основе.
15 «Чудесный мешочек» Упражнять в выборе и названии
шести цветов спектра.
Цвет и форма
16 «Скользящие
Упражнять в названии цвета и формы
фигурки»
17 «Геометрическое
Упражнять в выборе и назывании
лото»
цвета и формы, соотносить с
прорезями на карточке.
Цвет и величина
18 «Волшебные палочки» Раскладывать палочки в убывающем
порядке одного цвета.
19 «Волшебные палочки» Раскладывать палочки в убывающем
порядке двух и трех цветов.
20 «Пирамидки»
Собирать пирамидки по инструкции
педагога, соотносить цвет колец и
высоту пирамидки.
Цвет, форма и величина предметов

Март№24

Апрель
№25

Ноябрь
№5
Ноябрь
№6
Ноябрь
№7
Ноябрь
№8
Февраль
№17
Февраль
№18
Февраль
№19
Февраль
№20
Март
№21

21 «Игры с
пирамидками» (5 – 7
колец)
22 «Сложи квадрат»

В мире запахов

В мире звуков
23 «Гласные звуки»
24

25

26

27

Учить обращать внимание на цвет
предмета, устанавливать тождество и
различие цвета однородных
предметов. Учить понимать слова
«такой», «не такой», «разные».
Учить складывать квадрат из двух
частей. Соотносить цвет, форму и
величину частей.
Развитие анализаторов
Учить определять названия запаха
предмета, устанавливать отношения
между предметом и его запахом;
работать над умением называть
предмет, опираясь на обоняние, то
есть восприятие запаха.

Познакомить с гласными звуками, как
частью речи человека.
«Музыкальные звуки» Учить различать звуки музыкальных
инструментов.
В мире ощущений
«Одинаковое на
Учить на основе сравнения и
ощупь»
практических тренировок различать и
изображать различные осязательные
ощущения человека. Учить
определять название различных
свойств материалов, устанавливать
отношения между материалом и его
ощущением.
«Теплое и холодное»
Учить на основе сравнения и
практических тренировок различать и
изображать различные осязательные
ощущения человека (ощущение тепла
и холода). Развивать осязательное
восприятие.
«Мокрое или
Учить определять название
холодное»
различных влажностных свойств
материала, устанавливать отношения
между предметом или веществом и
ощущением сухости или влажности
этого предмета. Работать над
умением определять название
мокрого или сухого, опираясь на

Май №29

Май №30

Октябрь
№1

Октябрь
№3
Апрель
№26
Октябрь
№2

Декабрь
№9

Сентябрь
№4

28 «Бегающий шарик»

тактильные ощущения, то есть
развивать осязательное восприятие.
Развитие глазомера

В течение
года

Рабочая программа
«Волшебный мир»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с
тяжелыми
нарушениями речи
Средняя группа

Освоение программы по развитию сенсомоторной сферы детей в
соответствии с возрастными особенностями
Средняя группа
Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах
деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования
предметов в житейских ситуациях. Закреплять полученные ранее навыки
обследования предметов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать
чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в
речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы,
используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать и
классифицировать предметы.
Учить использовать эталоны, как общественно обозначенные свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес…)
Подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер,
материал…).






Знакомство с треугольником, знать его отличия от других фигур.
Элементарные представления о кубе, шаре, цилиндре.
Знать звуки музыкальных инструментов.
Элементарные представления о поверхности предметов.
Умение сравнивать две группы предметов, раскладывая их в
возрастающем порядке по длине и высоте.
 Уметь различать и называть треугольник, круг, квадрат, шар, куб,
цилиндр.
 Группировать предметы по цвету, форме, размеру.
 Использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные
свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал…)

Средняя группа
Организационные формы
Организационное обучение
Тема

№
1

Развитие восприятия сенсорных эталонов

2

3

4

5
6

7

8

Занятие

Содержание
Форма предметов
«Угадай на
Узнавание и называние
ощупь»
геометрических форм на ощупь.
Познакомить с геометрической
формой – конус.
«Логический
Размещение вкладышей в
куб»
соответствующие отверстия.
Узнавать и называть
геометрическую фигуру – овал.
Цвет предметов
«Подбери пару» Умение находить и называть
соответствующий образцу цвет
предмета. Закреплять название
цвета: оранжевый, коричневый,
светло – зеленый.
«Что в
Умение называть цвет и
мешочке?»
соотносить его образцу.
Закреплять название цветов:
красный, желтый, синий,
зеленый, голубой, розовый,
серый, белый, черный,
оранжевый, коричневый, светло
– зеленый.
Величина предметов
«Игры с
Умение собирать пирамидку из
пирамидками»
семи колец.
«Строим
Умение строить башенку от
башенку»
самого большого кубика до
самого маленького, определяя
размер на глаз.
«Играем с
Умение находить и называть
палочками
палочки по длине, сравнивая их 3
Кюизенера»
– штук.
«Играем с
Умение располагать палочки в
палочками
возрастающем и убывающем
Кюизенера»
порядке 3- 5 штук, действия
сопровождать словами.

Сроки
Октябрь
№3
Октябрь
№4

Октябрь
№5

Октябрь
№6

Ноябрь
№7
Ноябрь
№8
Ноябрь
№9
Ноябрь
№10

Цвет и величина предметов
«Играем с
крышками»
10
«Играем с
палочками
Кюизенера»
11.12 «Играем с
палочками
Кюизенера»
9

13

14

Развитие восприятия сенсорных эталонов

15

16

17

18

19

20

21

Форма и величина предметов
«Отыщи
Умение находить и называть
фигуру»
геометрические фигуры по
величине
«Расставь
Умение находить и называть
фигурки по
геометрические формы по
местам»
заданию, сопровождать свои
действия словами
«Отыщи
Умение находить в маленьком
фигуру»
сухом бассейне фигурки и
группировать их по величине и
форме
«Геометрическая Умение составлять из
мозайка
геометрических фигур разные по
размеру елочки, домики.
Цвет и форма предметов
«Скользящие
Умение соотносить цвет и
фигурки»
форму, выстраивать
сериационный ряд по образцу,
сопровождать действия словом.
«Скользящие
Умение находить и называть
фигурки»
геометрические формы и
соотносить по цвету и величине.
«В гостях у
Умение сортировать орешки по
белочки»
размеру и соотносить их с
цветом на емкости. (5 сортов
орехов разных по размеру)
«Картина из
Умение выкладывать предметы
фигур»
из геометрических фигур,
соотносить с цветом предмета.
Цвет, форма и величина предметов
Игра «Теремок» Умение соотносить размер
предметов с цветом и формой

Декабрь
№11
Декабрь
№12
Декабрь
№13,14
Февраль
№17
Февраль
№18
Февраль
№19
Февраль
№20
Март №21

Март №22
Март №23

Март №24

Апрель
№25

Развитие анализаторов

22,23 «Игры с
пуговицами»

24

«Угадай по
запаху»

25

«Где
позвонили?»

26

Звуки речи

27

«Какое на
вкус?»
«Мокрое –
сухое»

28

29

Теплое,
холодное,
горячее

30

«Какая
дощечка?»

геометрических фигур,
сопровождать действия словом.
Умение соотносить цвет, форму,
размер, выкладывать различные
предметы и узоры из пуговиц.
В мире запахов
Умение соотносить запах и
предмет, называть словом.
В мире звуков
Умение различать и называть
звуки музыкальных
инструментов: бубна,
погремушки, колокольчика,
металлофона, барабана.
Умение различать музыкальные
звуки и звуки речи человека.
Знать гласные звуки
В мире ощущений
Умение определять и называть
вкус предмета.
Умение определять состояние и
качество предмета и называть
его.
Умение различать различные
осязательные ощущения на
основе сравнения и практических
тренировок.
Умение различать и называть
свойства материалов,
устанавливать соответствие
между материалом и
ощущением.

Апрель
№26, 27
Май №29
Апрель
№30

Апрель
№28
Сентябрь
№1
Сентябрь
№2
Январь
№15
Январь
№16

Рабочая программа
«Волшебный мир»

Сенсорное развитие детей с тяжелыми
нарушениями речи
Старшая группа

Освоение программы по развитию сенсомоторной сферы детей в
соответствии с возрастными особенностями
Старшая группа
Учить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту
звуков…) и сравнивать предметы между собой.
Формировать умение подбирать пары и группы предметов,
совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
Продолжать знакомить детей с различными геометрическими
фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и обьемные
формы.
Формировать умение обследовать предметы разной формы, включая
движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.
 Знакомство с четырехугольником.
 Сравнение предметов различной величины, размещая их в убывающем
и возрастающем порядке (10).
 Элементарные представления о таких свойствах как: хрупкость,
прочность, звонкость, температура поверхности.
 Умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд
в порядке возрастания – убывания длины, высоты.
 Умение различать форму предметов: круглую, треугольную,
четырехугольную.
 Умение определять и называть свойства предметов.
 Умение определять и называть цвета спектра.
 Понимание значимости сенсорных эталонов, использование знаний о
них в жизненных ситуациях.

Старшая группа
Организационные формы
Организационное обучение

Тема

№

Занятие

Содержание

Сроки

Форма предметов
1

«Кому какая
форма?»

2

«Чудесный
мешочек»

3

«Строим
дорожки»
«Разговор
красок»

4

5

6

7

Закрепление
представлений детей о
геометрических формах,
умение подбирать фигуры
по образцу
Уметь выбирать фигуры на
ощупь по зрительно
воспринимаемому образцу.
Знать название семи форм:
круг, овал, квадрат,
треугольник,
прямоугольник, трапеция,
многоугольник.
Цвет предметов
Усвоение эталонов цвета

Умение выделять и
называть семь цветов
спектра.
Величина предметов
Игра –
Строительство пирамидок
конструирование и лестниц разных
«Пирамидка и
размеров, сравнение
лесенка»
палочек по длине.
«Лесенка»
Выкладывание палочек в
убывающем порядке. (7
штук)
Цвет и величина предметов
«Длинные и
Сопоставление полосок по
короткие
цвету и длине.
ленточки для
кукол»

Октябрь
№3

Октябрь
№4

Октябрь
№5
Октябрь
№6
Ноябрь
№7
Ноябрь
№8, 9, 10
Февраль
№17

8

«Поезд»

9

«Заборы низкие
и высокие»

10

«Лесенка
высокая и
лесенка низкая

11

«Лесенка
широкая и
лесенка узкая»
Форма и цвет предметов
«Моделируем
Освоение эталонов цвета,
квадрат»
представлений о квадрате,
развитие глазомера
«Моделируем
Освоение представлений о
прямоугольник» прямоугольнике, развитие
глазомера.
«Разложи по
Умение группировать по
цвету и форме» цвету и форме.
Форма и величина предметов
«Подбираем к
Освоение эталонов цвета,
домику крышу» формы и размера. Развитие
глазомера.
«Дом и мебель
Освоение эталонов формы
для матрешки»
и величины.
«Башни и
Представления об
лесенки»
отношениях по величине и
форме.
Разложи по
Освоение эталонов формы
форме и размеру и величины
Цвет, форма и величина
«Игрушки»
Составление предмета из
частей, сопоставление
цвета, формы, величины.
«Шнуровки»
Пришнуровывание
отдельных частей,
сопоставление по цвету,
форме, размеру.
В мире запахов

12

13

14

15

16
17

18

19

20

Представление о цвете, о
длине (длинный –
короткий), сравнение
полосок по длине.
Представление о цвете,
высоте, умение сравнивать
по длине и высоте
Представления о цвете,
умение сравнивать
предметы по длине,
высоте.
Представления о цвете,
ширине, толщине.

Февраль
№18
Февраль
№19
Февраль
№20
Февраль
№21
Декабрь
№11
Декабрь
№12
Декабрь
№13
Март
№22
Март
№23
Март
№24
Апрель
№25
Апрель
№27, 28
Май
№29,30

Определение предметов по
запаху, вкусу.
В мире звуков

Сентябрь
№1

Слушание звуков природы,
пение птиц, разговор
животных, шум дождя и
т.д.
23
«В музыкальном Умение различать звуки
магазине»
музыкальных
инструментов
В мире ощущений
24
«Спор зимы и
Умение определять
лета»
температуру поверхности.
25
«Какой, какая,
Умение определять и
какое?»
называть свойства
предмета (мягкие, твердые)
26
«Какой, какая,
Умение определять и
какое?»
называть свойства
предмета (хрупкие,
прочные, звонкие)
Развитие глазомера

Сентябрь
№2

21

Развитие анализаторов

22

«Что чем
пахнет?»
«Кто как
кричит?»

Январь
№15
Январь
№16
Декабрь
№14
Апрель
№26
В течение
года

Рабочая программа
«Волшебный мир»

Сенсорное развитие детей с тяжелыми
нарушениями речи
Подготовительная к школе группа

Освоение программы по развитию сенсомоторной сферы детей в
соответствии с возрастными особенностями.
Подготовительная группа
Создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
осязаемыми свойствами предметов, для восприятия музыкальных
инструментов, звучание родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые
свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия
предметов по величине, форме, цвету.
Знать название формы (круглая, треугольная, прямоугольная,
квадратная…)
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Продолжать знакомить с разными способами обследования предметов.
Совершенствовать восприятие детей, активно используя все органы
чувств.
 Элементарные представления о сенсорных эталонах.
 Представление о том, что сенсорное развитие составляет
фундамент многих видов трудовой деятельности.
 Элементарные представления о функциях органов чувств.
 Умение классифицировать предметы по общим качествам,
ориентируясь на сенсорные эталоны, использование их в
качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
 Умение различать звуки, определять предметы на вкус, узнавать
по запаху, на ощупь.
 Умение оперировать сенсорными эталонами в жизни, понимая их
значение для человеческой жизни, трудовой деятельности, и
адекватно применять полученные знания в жизни.
 Элементарные представления о сенсорной культуре
человечества.

Подготовительная к школе группа

Организованные группы
Организованное обучение

Цвет, форма, величина

Тема

№

Занятие

1

Игра –
конструирование
«Собачка»

2

Игра –
конструирование
«Кошечка»

3

«Рисуем
цветными
палочками»

4

«Цвете радуги»

5

«Чтение цветов»

6

«Цветочные
оттенки»
«Все цвета
радуги»

7

8

«Геометрические
тела»

9

Фигуры из
палочек

Содержание
Цвет предметов
Умение отбирать нужный
цвет по словесному
указанию взрослого.
Развитие глазомера.
Умение отбирать нужный
цвет по словесному
указанию взрослого.
Развитие глазомера.
Умение отбирать палочки
нужного цвета. Развитие
ориентировки в
пространстве, воображения,
глазомера.
Умение определять и
называть цвета спектра.
Умение определять и
называть цвета спектра.
Развитие глазомера.
Представления об оттенках
цветов.
Умение называть цвет и его
оттенок по светлоте.
Форма предметов
Умение определять
названия геометрических
тел.
Знания о прямолинейных
геометрических формах,

Сроки
Октябрь №3

Октябрь №4

Октябрь №5

Октябрь №6
Ноябрь №7

Ноябрь №8
Ноябрь №9

Ноябрь №10

Декабрь
№11

умение воспроизводить
геометрические фигуры.
Декабрь
№12
Декабрь
№13

10
11

12

13

14

15
16
17

Развитие
анализаторов

18

Величина
«Лесенка»
Умение располагать
палочки в убывающем и
возрастающем порядке. 10
штук.
Цвет, форма, величина
Сенсорные
Закрепление свойств
игровые таблицы геометрических фигур.
Ориентировка на листе в
клетку. Закрепление цвета
Термомозайка
Закрепления цвета, формы,
величины. Развитие мелкой
моторики.
«Сложи
квадрат»
«Сложи
картинку»
Игра –
конструктор
«Цепочка»
«Шнуровки»

19

«Звуковые
блоки»

20

«Звуки
природы»

Умение собирать разные
квадраты.
Умение собирать разные
картинки.
Умение делать объемные
фигуры.
Умение пришнуровывать
отдельные детали к основе
предмета.
В мире звуков
Определение звука по
памяти. Умение отличать
звуки по насыщенности.
Знание звуков человека,
животных, птиц, неживой
природы.
В мире запахов

Декабрь
№14

Февраль
№17,18

Февраль
№19,20
Март №
21,22
Март № 23
Март № 24
Апрель №25

Апрель №26

Сентябрь
№2
Апрель №27

21

22
23
24

«Чем пахнут
ремесла?»

Умение определять
название запаха,
устанавливать отношения
между предметом и его
запахом.
В мире ощущений
«Спор зимы и
Определение понятий:
лета»
тепло, холодно.
«Какой, какая,
Определение свойств
какое?»
предметов.
Развитие глазомера

Сентябрь
№1

Январь №15
Январь №16
Апрель №28
В течение
года

Связь с педагогами и родителями

Срок
Педагоги
Сентябрь «Сенсорное
воспитание детей
(консультация).

Октябрь «Методические
рекомендации по
созданию
пространственной
среды в группе»
Мини – выставка
пособий и
дидактических игр.
Ноябрь «Игры, упражнения
м задания для
закрепления цвета,
формы и величины
в режимных
моментах (Мини
практикум).
Декабрь «Нетрадиционные
игры и игровые
упражнения для
развития мелкой
моторики
проводимые на
материале
лексических тем».
Январь «Формирование
представлений о
цвете и форме у
детей, не
усваивающих
программу».
Рекомендации в

В группе
Создание
пространственной
и предметной
среды в группе
(рекомендации).
Подборка стихов,
сказок о цвете,
форме и величине
предметов.

Родители
Знакомство с
сенсорным залом
(назначение, роль в
коррекционной
работе).
Открытые занятия.
Индивидуальные
консультации.

Игры на подбор
нужного цвета.

Папка – передвижка
«Игрушки»
 Требования к
игрушкам
 Умные
игрушки в
подарок.
«Пальчиковый
бассейн дома» (мини
выставка).

Уголок на
развитие мелкой
моторики.

Игры на
группировку
предметов по
форме.

Тематическая
выставка в форме
стенда «Игры с
прищепками и
пуговицами».

форме папки –
передвижки.
Февраль «Формирование у
детей
представлений о
величине» (папка –
передвижка).
Консультация
Март
«Использование
малых
фольклорных
жанров в сенсорном
развитии детей».
Апрель «Игровая система
сенсорного
обучения».
Обзорное
сообщение.
Консультация
Май
«Мониторинг по
сенсорному
развитию детей».
«Дидактические
Лето
игры и упражнения
в летний период».

Игры на
восприятие
больших и
маленьких
предметов.
Подборка
потешек, загадок,
чистоговорок,
поговорок,
закличек,
прибауток и т. д.
Игры на развитие
глазомера, звука.

Рекомендации «Игры
на восприятие
формы».

Игры на развитие
запаха, вкуса.

«Что такое
величина» (мини
выставка).

Игра «Времена
года».

«Восприятие
природы»
(рекомендации).

Консультация
«Развивающие
игры».

«В мире цвета»
(мини выставка).

Методика диагностики развития сенсорной
культуры и речи детей

Уровни сенсорного развития детей дошкольного возраста, имеющих
нарушения в развитии
1 – й уровень. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его
передвижением в пространстве, стремиться захватить, выполняет
простейшие манипуляции. Еще не может установить тождество предметов,
не использует поисковые способы ориентировки, решает наглядно –
практическую задачу силой, например, безуспешно пытается протолкнуть
кубик в круглую прорезь «Почтового ящика». Инструкцию «Дай такую же
куклу, такой же мячик» не выполняет. Словесного обозначения свойств
предметов еще не понимает и самостоятельно не употребляет. При
нормальном развитии такого уровня достигает годовалый ребенок.
2 – й уровень. Ребенок овладевает соотносящими действиями на уровне
практических проб, используя их, находит идентичные предметы, не выделяя
конкретных свойств. Выполняет инструкцию «Дай такую же куклу,
машинку, мячик», подбирает парные картинки, справляется с простой
«доской Сегена». Начинает понимать, что предметы могут быть
одинаковыми и разными. Этого уровня развития ребенок достигает к двум
годам.
3 – й уровень. Устанавливает тождество предметов по цвету, форме,
величине, использует «опредмечивание»: овал – как огурчик; красный цвет
как помидорчик и т.п. Такого уровня сенсорного развития ребенок достигает
на третьем году жизни.
4 – й уровень. Легко идентифицирует предметы по цвету и форме5, начинает
опираться на зрительное соотнесение. Самостоятельно еще не называет
выделенные свойства. К четырем годам легко выполняет инструкцию «Дай
красный кружок», «Покажи все квадратики». С помощью взрослого дает
словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог
выполненной работы. Самостоятельно затрудняется назвать цвет, форму
предмета.
5 – уровень. У ребенка сформировано представление об основных цветах,
называет их самостоятельно. Может затрудняться в названии
промежуточных цветов и оттенков. Может правильно называть объемные
формы и плоскостные фигуры, но может спутать названия таких фигур, как
квадрат и прямоугольник. При выполнении заданий действует по
зрительному соотнесению. Этого уровня ребенок достигает к пятому году
жизни.

6 – й уровень. Сформированы представления об основных цветах,
промежуточных тонах, светлых оттенков. Самостоятельно называет их. Знает
названия объемных форм и плоскостных геометрических фигур. Выделяет
цвет и форму окружающих предметов, пытается передать их в продуктивных
видах деятельности.
Легко справляется с заданиями на классификацию предметов по признаку
цвета или формы, абстрагируясь от «ненужных признаков». Выстраивает
сериационные ряды светлотных оттенков. Такого уровня нормально
развивающийся ребенок достигает к шести годам.
7 – й уровень. Наряду с выше названными достижениями формируется
способность к пониманию сигнального значения цвета, формы. Понимает
сигналы светофора, самостоятельно подбирает подходящие краски для
изображения: «Огней ночного города», «Спелых яблок». При
конструировании подбирает детали, адекватные свойствам реальных
предметов и их частей: треугольник – крыша, колечко – колеса, палочка –
труба. Этот уровень развития в норме достигается ребенком на седьмом году
жизни.

Показатели сенсорного развития детей к трем годам.
(входная диагностика)
Цвет
1. Называет правильно четыре цвета (красный, желтый, синий, зеленый),
черный, белый.
Форма
2. Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг,
прямоугольник, овал, треугольник, квадрат).
3. Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических
фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям).
Некоторые из них называет: шар, куб, цилиндр («столбик»), кирпичик.
Величина
4. Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую)
матрешки, мисочки, колпачки, из трех – пяти составляющих (по
показу, по просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
5. Собирает пирамидку из пяти колец по образцу или по рисунку (по
убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
6. Находит и может назвать большой и маленький предмет.
Развитие анализаторов
7. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
8. Определяет звуки бубна, погремушки.
9. Различает осязательные ощущения (теплый – холодный)
10.Различает вкус предмета: (сладкий – горький)

Показатели сенсорного развития детей к четырем годам
(вторая младшая)
Цвет
1. Умение различать и называть цвета: красный, зеленый, синий, желтый,
черный, белый, + розовый, голубой, серый.
Форма
2. Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник
Величина
3. Сравнивать 2 предмета, разных по величине: длинный – короткий,
большой – маленький, высокий – низкий.
4. Умение соотносить цвет, форму и размер предметов.
Развитие анализаторов
5. Определять на слух звуки бубна, погремушки, + колокольчика,
фортепиано.
6. Различать вкус предмета: сладкий – горький, + соленый.
7. Умение различать и называть фактуру предмета: теплая – холодная –
горячая, мягкая, твердая, пушистая, гладкая.

Показатели сенсорного развития к пяти годам
(средняя группа)
Цвет
1. Умение узнавать и называть основные цвета, черный, белый, +
розовый, голубой, серый + коричневый, оранжевый, светло – зеленый.
Форма
2. Узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, + овал; формы: шар, куб, цилиндр.
3. Уметь соотносить предмет с геометрической фигурой и формой.
Величина
4. Умение подбирать предметы по двум качествам.
5. Раскладывать предметы в убывающем и возрастающем порядке. (5
предметов).
Развитие анализаторов
6. Определять на слух звуки бубна, погремушки + колокольчика,
фортепиано + металофона, барабана.
7. Умение различать вкус предмета: сладкий, горький, соленый, +
кислый; соотносить запах с названием предмета.
8. Умение различать и называть фактуру предмета: мягкая, твердая,
теплая, холодная, горячая, гладкая, пушистая, + шероховатая,
ребристая, сухая, мокрая.

Показатели развития сенсорной культуры у детей шести лет
(старшая группа)
Цвет
1. Умение узнавать и называть хроматические цвета спектра и
ахроматические цвета: белый, серый, черный
Форма
2. Различать и называть форму предметов: круглая, треугольная,
четырехугольная.
3. Знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник,
шар, куб, цилиндр, + четырехугольник.
4. Умение группировать фигуры по различным признакам: цвету, форме,
величине.
Величина
5. Умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд
в порядке возрастания и убывания длины, высоты (10 предметов).
Развитие анализаторов
6. Умение различать и называть вкус предмета, соотносить запах и
название предмета.
7. Самостоятельно определять свойства и качества предметов: структура
поверхности, мягкость – твердость, хрупкость, прочность, звонкость,
температура поверхности.
8. Умение различать звуки речи, птиц, животных, музыкальных
инструментов.

Уровень сенсорной готовности к школьному обучению детей
с нарушениями речи.
№

1

2

3

4

1

2

3

4

Исследуемые
Характеристика выполнения задания
параметры
(высокий уровень)
Исследование восприятия цвета
Узнавание и называние
 Самостоятельный показ и называние
цветов
цветов;
 Самостоятельный выбор цвета по
названию (без показа цвета)
Соотнесение объектов
 Самостоятельное выделение 12
по цвету
оттенков красного цвета;
 Выделение оттенков по словесной
инструкции «Покажи все оттенки
цвета».
Фиксация по
 Самостоятельное раскладывание
насыщенности
кружков (фигурок) от самого
светлого к самому темному.
Выделение цвета в
 Описание цвета предметов,
окружающей среде
находящихся на расстоянии
нескольких метров от ребенка.
Исследование восприятия формы
Узнавание и называние
 Самостоятельное называние формы:
формы
шар, куб, цилиндр, круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал.
 Узнавание и называние формы по
словесной инструкции «Покажи
круг».
Соотнесение форм и
 Самостоятельное нахождение
фигур
одинаковых по цвету и величине, но
разных по форме геометрических
фигур.
Соотнесение формы
 Самостоятельное нахождение такой
фигуры и ее
же формы, как предъявленная фигура
предметного
(все фигуры).
изображения
Локализация
 Самостоятельное выделение фигур
разной формы.

5

1

2

3

 Самостоятельное группирование двух
видов фигур (по 3 – 4 фигуры
каждого вида).
Исследование восприятия размера
Соотнесение предметов
 Самостоятельное
по величине
дифференцирование предметов одной
формы, но разных размеров (размеры
подобраны для мелкой
дифференцировки, например, кольца
пирамид).
Словесное обозначение
 Самостоятельное нахождение по
величины
словесной инструкции самого
маленького (большого, узкого,
короткого) предмете.
Раскладывание
 Самостоятельное раскладывание по
предметов в порядке
словесной инструкции предметов от
возрастания или
маленького к большому.
убывания их величины
Дифференцирование
сходных форм

Группа ___________________________________________
Дата _____________________________________________

Оборудование сенсорного зала
МБДОУ «Дюймовочка»
Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребёнка в гармоничных
движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает
уровень психо - эмоционального напряжения. Снижение двигательного
тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие:
 Кинестетической и тактильной чувствительности;
 Образа тела;
 Пространственных восприятий и представлений;
 Проприоцевтивной чувствительности.
Коррекция уровня тревожности и агрессивности.
Используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне,
ребёнок выбирает позу, в которой ему легче всего расслабиться. Постоянный
контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше
почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая
глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет
безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными
нарушениями.
Прибор динамической заливки – изменяющиеся цвета привлекают
внимание детей, развивает восприятие цвета, оказывает благоприятный,
расслабляющий эффект.
Аквалампа: её визуальный эффект создают воздушные пузырьки,
подталкивающие разноцветные шарики. Изменяющиеся цвета привлекают
внимание ребёнка, развивают его восприятие, стимулируют желание
созерцать и оказывают благоприятное, расслабляющее действие.
Развитие:
 Визуального восприятия;
 Тактильного восприятия;
 Цветовосприятия.
Активизация внимания. Релаксация в процессе идеомоторных движений и
представлений образов.
Зеркальный шар создаёт «волшебную» атмосферу – эффект
плавающих по всему залу световых пятен. Зрительные образы способствуют
развитию воображения, релаксации.
Развитие:
 Зрительного восприятия;
 Ориентировки в пространстве.

Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности.
Коррекция страхов. Релаксация: воздействие зрительных образов.
Проектор направленного света. Обогащает восприимчивость и
воображение.
Радужные звучащие звуки развивают умение дифференцировать
звуки, положительно влияют на развитие слуховых анализаторов.
Развитие:
 Когнитивной сферы;
 Слуховых анализаторов;
Активизация мышления, произвольного внимания, памяти. Дифференциация
звуков.
Мягкий остров – круглый, комфортабельный, мягко поддерживает
тело, принимая его форму. Хорошо подходит для отдыха и наблюдения за
аквалампой. Реабилитация нервно-психического состояния. Снятие
негативных эмоций и состояний, само регуляция психического состояния.
Полистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие на тело
ребёнка, способствуя лучшему расслаблению за счёт легкого точечного
массажа.
Зеркало отражает эмоциональное состояние ребёнка, способствует
развитию мимики и пантомимики.
Скользящие фигурки «Пляж», «Маяк», «Город», «Карусель»,
«Лабиринт» - развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, тактильной
чувствительности, координации движений.
Дидактическая черепаха, дидактическая машина
развитие мелкой моторики, активизация речи
договаривание потешек), закрепление названия цвета.

(проговаривание

и

Сухой душ. Шелковые ленты струятся, словно вода; их приятно трогать,
перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом.
Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают
восприятию пространства, развитие сенсорного восприятия, закрепление
цветов спектра, развитие ощущений.
Панно «Бесконечность» - развитие глазомера.
Кубики с фигурками развитие сенсорных способностей, представление
о величине, цвете, фактуре предметов, развитие логического мышления,
умение собирать предмет из нескольких частей.

Развивающие кубы шары (с прорезями разной формы) развитие
восприятия формы, размера предмета.
Малый сухой бассейн (небольшая ёмкость, наполненная горохом,
песком) развитие мелкой моторики, расширение кругозора детей.
Мячи массажные - развитие мелкой моторики.
Скользящая дорожка – развитие глазомера.
Шнуровки, застёжки – развитие мелкой моторики, координация
движений, умение зашнуровывать, завязывать и развязывать банты,
застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Настенное панно «Водопад» - умение дифференцировать звуки,
положительно влияет на развитие слуховых анализаторов.
Скользящие геометрические фигурки – умение соотносить фигуры с
контуром, цветом, и с образцом, понимание инструкции взрослого.
Сборная модель деревянная (разрезные сюжетные картинки) –
развитие мелкой моторики, закрепление цвета, умение соотносить цвет,
собирать предмет из отдельных частей.
Дидактическая игра «Теремок» - активизация речи, развитие мелкой
моторики.
Контейнеры с орехами разной величины, крупой, горохом, фасолью
– развитие мелкой моторики.
Магнитофон с набором кассет и дисков с записями:
«Живая планета»
«Летний дождь»
«Лесной ручеёк»
«Космический ветер»
«Голоса птиц»
Волшебная нить. Мерцающие цветные огоньки привлекают внимание
детей. Оказывают расслабляющее действие.

Список литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».