Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МБДОУ ГО Заречный «Детство» СП___________________ Протокол № _ от «___» _______ г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБДОУ ГО Заречный «Детство» от 05.09.2022_ № 297--од ПОЛОЖЕНИЕ о профессиональном педагогическом портфолио педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» Заречный 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о портфолио в системе повышения профессиональной компетенции и качества труда педагогов в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с : 1.1.1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года; 1.1.2. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019 года; 1.1.3. Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н с изменениями от 05.08.2016; 1.1.4. уставом ДОУ. 1.2. Данное Положение определяет цель создания портфолио, формы представления, обозначает его структуру и содержание разделов. 1.3. Портфолио – это папка документов, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях педагогических работников в межаттестационный, годовой, полугодовой период деятельности. 1.4. Портфолио – это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности. 1.5. Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогических работников ДОУ. Задачи ведения портфолио: 1.5.1. основание для аттестации педагогических работников ДОУ; участия в различных конкурсах; 1.5.2. государственной аккредитации образовательного учреждения. 1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности — обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной. Функции портфолио: 1.6.1. демонстрационная - презентация достижений профессиональной культуры педагогических работников; 1.6.2. оценочно - стимулирующая – выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности; 1.6.3. рефлексивная – мониторинг личностного развития педагогических работников. 1.7. При переходе в иную образовательную организацию портфолио педагогических работников выполняет функции рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов. 1.8. В целом портфолио педработников представляет собой аналитический материал за период педагогической деятельности в межаттестационный период. 1.9. Срок данного положения не ограничен (действует до принятия нового). 2. Предназначение портфолио 2.1 Портфолио предназначается для самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ, оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.). 2.2 Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются: 2.2.1 Компетентный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций); 2.2.2 Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности:воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической); 2.2.3 Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов). 2.3 Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются: 2.3.1 Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио); 2.3.2 Принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности); 2.3.3 Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства); 2.3.4 Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов); 2.3.5 Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ). 3.Структура и содержание разделов портфолио Портфолио педагогических работников ДОУ может включать следующие разделы: - «Визитная карточка педагога»; - «Документы»; - «Методическая деятельность педагога»; - «Творческие работы педагога»; - «Достижения воспитанников»; - «Отзывы о педагоге»; - «Общественная деятельность педагога»; - «Портрет». В разделе «Визитная карточка педагога» воспитатель представляет следующие сведения: фамилия, имя. отчество; фотография на рабочем месте; адрес электронной почты, ссылку на сайт (при наличии), рабочий телефон, сведения об образовании и квалификации, ученой тсепени и звании ( при наличии); направления профессиональной переподготовки, профессиональной подготовки в межаттестационный период, общий стаж работы. Стаж педагогической деятельности.. В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», характеристику, данную заведующим (старшим воспитателем) ДОУ. В эссе «Я и моя профессия» воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д. В характеристике на воспитателя, составляемой заведующим и старшим воспитателем, отражаются: отношение педагога к профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и результаты профессионального становления и развития, определить возможные перспективы и направления профессионального саморазвития. «Методическая деятельность педагога» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно - образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др. «Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессиональнопедагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности. «Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус. «Отзывы о педагоге» включает в себя внешние и внутренние отзывы, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, анкеты родителей и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту. 4.Оформление портфолио 4.1 Портфолио педагогических работников оформляется в виде папки накопителя с файлами. Каждый материал включённый в портфолио, датируется. 4.2 К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.). 4.3 При оформлении портфолио педагогических работников ДОУ необходимо соблюдать следующие требования: 4.3.1. систематичность и регулярность самомониторинга; 4.3.2. достоверность; 4.3.3. объективность; 4.3.4. аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов; 4.3.5. аккуратность и эстетичность оформления. 5. Использование материалов портфолио. 5.1 Материалы портфолио могут рассматриваться на заседаниях экспертных групп по аттестации и лицензированию образовательных учреждений, конкурсных комиссий для принятия управленческих решений педагога: 5.1.1. о соответствии заявленной квалификационной категории; 5.1.2. предоставлении государственной аккредитации образовательному учреждению; 5.2 Данные портфолио используются при формировании баз данных дошкольного, муниципального, регионального уровней для проведения мониторинговых исследований в рамках построения муниципальной системы оценки качества образования. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение об использовании портфолио в системе повышения профессиональной компетенции и качества труда педагогов в ДОУ является локальным нормативным актом, принимается на Педагогических советах структурных подразделений ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.