МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАРЕЧНЫЙ «КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСТВО» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО» Аналитическая справка материально-технического оснащения предметно-пространственной среды ДОУ ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Материально техническое оснащение ДОУ - важная сторона создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников и родителей ДОУ для детей создана предметнопространственная развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью. Наименование Функциональное использование Кабинет заведующего Прием родителей и сотрудников, проведение совещаний администрации. Групповые комнаты 1. 2. 3. 4. 5. НОД Дневной сон Игровая деятельность Кружковая работа Оздоровительные мероприятия Музыкальный зал 1. 2. 3. 4. 5. 6. Музыкальные занятия Досуги, праздники, развлечения Кружковая работа. Спортивные занятия Оздоровительные мероприятия. Спортивные соревнования, праздники, досуги. Медицинский процедурный изолятор кабинет,1. Анализ заболеваемости детей кабинет,2. Осмотр детей врачом-педиатром, врачамиспециалистами 3. Прививки 4. Изоляция заболевших детей до прихода родителей Методический кабинет 1. Индивидуальные консультирования 2. Библиотека 3. Работа творческой группы Наименование Функциональное использование Кабинет педагога-психолога 1. Психолого-педагогические обследования 2. Индивидуальное консультирование 3. Психологическое просвещение педагогического коллектива 4. Коррекционно-развивающая работа Физкультурный зал Проведение физкультурнооздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений. Предметно-развивающая среда детского сада способствует обогащенному развитию и воспитанию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексно-тематического подхода. Развивающее пространство детского сада включает макро - среду (участники и ближайшая территория) и микро - среду (внутреннее офомление помещений). При создании предметно развивающей среды коллектив руководствовался следующими принципами: Полуфункциональность среды: предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле многофункциональна; Трансформируемости среды - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства; Вариативности - педагоги используют модельные варианты развивающей среды для разных видов детской деятельности. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Состояние материально технической базы Учреждения, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности. Каждая группа имеет групповое помещение, приемную, умывальные комнаты. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарем. Каждая группа оснащена соответственно возрасту детей. Цветовое оформление отвечает особенностям световосприятия детей, располагается в таком порядке - цветовой тон, светлота, насыщенность. Стены групповых помещений преимущественно окрашены в персиковые, желтые и салатовые оттенки. При организации предметно-пространственной среды учитывались цвет пола, напольного покрытия, занавесок и детской мебели. Занавески, ковровые покрытия и остальные предметы интерьера выбираются в общей цветовой гамме. В ДОУ применяются только безопасные материалы, удовлетворяющие требованиям СанПин 2.4.3049-13 и имеющие сертификаты качества. Предпочтение отдается натуральным строительным материалам и изготовленным из них изделиям. Покрытия рассчитаны на частую влажную уборку с применением моющих средств. Все помещения оснащены рециркуляторами для дезинфекции воздуха, предусмотрено наличие электронагревателей на случай отключения ГВС. На первом этаже во всех группах предусмотрены теплые полы. День в детском саду начинается с утреннего приветствия в уютной приемной. Приемная-это не просто помещение для переодевания и хранения одежды, а еще и информационный островок для педагогического просвещения, это помещение в котором во первых: принимают посетителей. Ведь первое, куда попадают дети и их родители в детском саду, является приемная и от того, как она будет выглядеть, во многом зависит настроение ребенка и общее впечатление родителей о группе и работающих в ней воспитателях; во вторых-это уютный уголок во время неформальных бесед наших детишек во время одевания и сбора на прогулку. Например о том, кто с кем дружит или у кого сегодня краше наряд; в третьих это отличная игровая образовательная платформа: перед прогулкой воспитатель договаривается с детьми о том, что кто первый оденется тот будет первым играть в новую игру, или будет ведущим в подвижной игре, понесет игру на улицу (куклу, машинку, откроет коробку с сюрпризом и т. д. Соревновательность помогает ребенку сравнивать себя с другими, что помогает развитию образа Я ребенка. Появляются новые традиции, например традиция "Обратись к помощнику". Использование алгоритма одевания на прогулку способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия, уточняет представления детей об одежде, назначении вещей, учит запоминать последовательность одевания на прогулку. Традиция "Порядок в шкафу - залог быстрого одевания" В группе завести правило "Каждой вещи свое место". Одним из направлений по работе с родителями служит наглядноинформационная работа, которая включает в себя родительские уголкив детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. Здесь же располагается выставочный материал творческих работ детей по рисованию, аппликации, лепке, так же размещаются персональные выставки совместной деятельности родителей и детей В раздевальных комнатах находятся: лавочки, шкафчики на каждого ребенка. На шкафчиках приклеены картинки, буквы из алфавита, имена и фамилии детей. Раздевальные комнаты красочно оформлены изображениями сказочных персонажей, фотографиями детей и др. Для просушивания одежды после прогулки в приемных предусмотрены сушильные шкафы Оформление спальни в детском саду - важное мероприятие, которое требует соблюдения определенных требований для комфортного и здорового сна детей. В каждой спальне находятся удобные для детского сна кровати. Для каждого ребенка предусмотрено по два комплекта постельного белья радужных зеленых и розовых оттенков. Кровати застилаются белоснежными покрывалами. Имеются стульчики под одежду для каждого малыша, стол воспитателя, шкафы для мини-методического уголка и хранения чистого комплекта белья для спальни. Материал и цвет для штор подобран со всей ответственностью, исходя не только из цветовой палитры комнаты, но и из функционала. Шторы в спальне раздвижные, создают мягкую, уютную среду, располагающую к отдыху, защищают комнату от посторонних солнечных лучей. Мини-методический уголок содержит методический материал по Программе «От рождения до школы Н.Е.Вераксы. Документацию регламентирующую деятельность педагогов: образовательная программа, календарнотематическое планирование, журналы: посещаемость детей, журнал инструктажей с детьми, журнал кварцевания помещений, Предметно-развивающая среда в каждой группе обеспечивает возможность выбора каждым ребенком деятельности в соответствии с возрастом и по интересам, позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Все игровые комнаты оснащены детской игровой мебелью, творческие игры подобраны с учетом гендерного воспитания детей. Для девочек– «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Для мальчиков – «Строители», «Гараж», «Автосервис», «Стройка». В пределах общего пространства групповых помещений оформлена система игровых центров, отражающих содержание разнообразных видов детской деятельности: Одна из главных задач работы в нашем детском саду – укрепление физического и психического здоровья. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и гигиеническую культуру детей можно с использованием атрибутов организованных в группах центрах двигательной активности. Дети в любое время могут воспользоваться спортивным инвентарём, атрибутами для подвижных игр. Детям предлагаются резиновые мячи, массажные коврики, кольцо для метания мяча, массажные мячики, гантели и песочные мешочки для метания, дуги для перешагивания и проползания, следочки для ходьбы, скакалки, кегли, обручи. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения и безопасностью жизни и здоровья (светофоры, пункты ГИБДД, больница, дорожные знаки, макеты домов, схемы улиц города, пожарные щиты, жилеты пожарных, каски и т.д.) Для развития творчества с полным комплексом материала, позволяющего детям в любой момент заняться рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, где активно проявляются фантазия, творчество, воображение. Целью художественно-эстетического центра является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Наличие материалов изобразительной деятельности: бумага разного цвета, картон, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, кисточки, фломастеры, карандаши цветные, клей пластилин. Книжки раскраски, штриховка, образцы для лепки, аппликации и рисования, предметы народноприкладного искусства. Для театрализованной деятельности, где собраны многие виды театра, набор кукол, элементы костюмов, маски, ширмы и т.д. Дети учатся самостоятельно перевоплощаться в различные образы, развивается эмоциональная сфера ребёнка, творчество, воображение, актёрские навыки, речь. Природные уголки, которые отличаются в разных возрастных группах самобытностью и оригинальностью, что привлекает детей красочным, познавательным материалом, уходом за растениями, где дети отмечают изменения в погоде и наблюдают за ростом растений. Кукольные уголки с комнатами различного назначения, соответствующей мебелью, куклами и одеждой, изготовленной детьми вместе с родителями. Детям предлагаются говорящие куклы-представители различных профессий, наборы машин для сюжетно ролевых игр для знакомства с особенностями профессий наших родителей. Наглядно-дидактические пособия: «Моя игрушка», «Транспорт», «Одежда», «Посуда». Муляжи домашних и диких животных, овощей, фруктов, русская матрешка, природный материал, карточки с изображением животных, растений, грибов, книги о живой и неживой природе. Мягкий диван с креслами, кукольный столик со стульями, детский магазинчик, множество кукол и колясок, мягкие игрушки, детская посуда и др. Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей и математическое развитие детей возможно, как в организованных педагогом видах деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметнопространственной среды, в специально организованной игротеке, игровом центре, центре экспериментирования. Элементарному детскому экспериментированию отводится ведущее место. Детям предложены различные камни, вата, природные шишки, вата, виды тканей, наборы сухих листьев, различные виды круп и т.д. Центр «Песка и воды» способствует развитию мелкой моторики рук, познавательной активности и речи. Здесь находится материал для опытов и экспериментальной деятельности, картотека опытов, песочный стол, цветной песок., наборы домашних и диких животных, овощи фрукты, счетный материал. Этот центр перекликается с экологическим центром, где дети ухаживают и наблюдают за растениями. Здесь у нас представлена подборка игр, литературы, карточек, где также реализуются образовательные задачи. Конструктивные уголки, в которых находятся детские конструкторы и строительные наборы, разные по содержанию, назначению и размерам, изготовленные из различного материала, разрезные картинки и т.д. При организации различных видов деятельности максимально используем методы моделирования, приёмы работы со схемами, алгоритмами. Их дети переносят и в самостоятельную деятельность используя материалы «Центра конструирования». Основные цели организации и работы уголка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ): вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью; стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования; позволить детворе попробовать себя в разных видах этой увлекательной деятельности и выбрать тот, который больше всего придётся по душе. Детям предлагаются различные виды конструкторов деревянные, пластмассовые, крупногабаритные, мелкие, магнитные наборы. наборы конструкторов серии LEGO. сборные железные дороги, сборные гаражи и автодромы. «Центр дидактических игр» способствует интеллектуальному развитию детей, развитию речи и мелкой моторики рук. Детям предлагаются игры пищалки, пазлы, мозаики, пирамидки, бусы, шнуровки, ходилки—бродилки. В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке, России, истории и культуре: имеются книги и открытки, знакомящие детей с историей и культурой России, ее символикой, трудом и бытом различных народов, образцы предметов народного быта, национальных костюмов, что помогает воспитывать патриотическое отношение к Родине. Особое внимание уделяется материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ, обеспечивающим необходимый уровень их физического, интеллектуального развития и нравственного воспитания. Важным направлением воспитания и развития детей является речевое развитие. Для реализации данной задачи в группах есть центры книги, где дети знакомятся с различными видами литературного жанра (сказка, рассказ, загадка, стихотворение). Для ознакомления детей с выразительностью исполнения художественного текста, приобщению к искусству слова в группе есть ноутбуки и аудиозаписи, соответствующие их возрасту и программе. Периодически в книжном центре организуются тематические выставки. Созданные совместно с детьми тематические альбомы обогащают и активизируют речь детей, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения, расширяют представления детей об окружающем. Детям предоставлена возможность, вспомнив любимую сказку, обыграть инсценировку, что очень приветствуется нами. Играя в театр, дети учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, здесь активно реализуются все задачи развития речи. Музыкальный зал — особое место в детском саду. Именно здесь в основном происходит эстетическое развитие ребёнка, его встреча с удивительным миром музыки и танца, приобщение к народной праздничной культуре. И конечно же, интерьер этого помещения требует особенного подхода. Музыкальный зал должен радовать ребят, удивлять их, воспитывать художественный вкус, причём как в будни, так и во время торжественных событий. В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметнопространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), обеспечивать игровую, познавательную, двигательную активность. 1. Спокойная зона. Она наиболее значима для музыкального воспитания, поскольку именно здесь дети поют и слушают музыкальные произведения. Оборудование спокойной зоны включает в себя музыкальный инструмент (фортепиано) и небольшое пространство, где ребята могут сидеть на стульчиках. Здесь же иногда устанавливают мольберт для демонстрации наглядного материала, стеллаж для детских инструментов, столик, чтобы поставить туда макет или разместить игрушечного персонажа. В данной зоне очень важно соблюдать принцип взаимодействия детей и музыкального 2. руководителя «глаза в глаза», при этом дошкольники всегда располагаются справа от педагога. Активная зона. Это довольно большое пространство для танцевальноритмических упражнений, музыкально-двигательного творчества. При этом музыкальный руководитель, находящийся за фортепиано, должен иметь возможность видеть всех воспитанников. Поскольку часть активной деятельности дошкольников происходит сидя либо лёжа на полу, желательно, чтобы в активной зоне находился ковёр (дети не будут чувствовать дискомфорта). Здесь нет места объёмной мебели и декорациям, стеллажи (если они есть) должны быть надёжно закреплёнными. Шторы музыкальном зале особенно важны, поскольку должны поддерживать сказочную атмосферу, напоминать ребятам о волшебных мирах. Имеют официальный, торжественный вид дополнены ламбрекеном. Предусмотрены жалюзи для просмотра видеороликов. Для организации образовательной деятельности в музыкальный зал оснащен следующим оборудованием: экран, проектор, два музыкальных инструмента: пианино и синтезатор, акустическая система, ноутбук, стулья для зрителей, красивые детские стульчики для каждого ребенка, ковер для гимнастических упражнений. Физкультурный зал обеспечивает максимальную образовательного потенциала пространства. реализацию Физкультурный зал оборудован в соответствии с требованиями и с учетом возрастных особенностей детей. На окнах предусмотрена защитная сетка. Пол обладает определенной упругостью для обеспечения травмобезопасности и антискользящим эффектом. Здесь имеется разнообразное оборудование. Это и фабричное спортивное оборудование; шведские стенки скамейки, мишени, дуги для подлезания, мячи разных размеров, обручи, гимнастические палки, мягкие модули массажные мячики, колечки суджок, сухой бассейн, детские тренажеры, лыжи, санки, велосипеды, беговая дорожка . Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, баскетбольные кольца различной высоты (стационарные для старших дошкольников и напольные со звуковым сопровождением для малышей). Кабинет педагога-психолога - специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. А также, это - часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности, способствующая оказанию помощи ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагогпсихолог в детском саду. С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение: Рабочая зона – необходима для организационно-планирующей деятельности педагога-психолога. Зона индивидуальных и подгрупповых занятий – предполагает непосредственное взаимодействие психолога с детьми. Консультативная зона – пространство для взаимодействия с родителями, воспитателями, педагогами. Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку. Оснащение кабинета: мебель по росту детей (стол, 2—3 стула). Мягкий диван и кресло (малогабаритные), плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки) Музыкальный центр, магнитофон с функцией записи. Фонотека. Диктофон. Материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционноразвивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности, возрастной дифференциации. Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.), яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), мячи разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый). Игрушкисюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций. Детские книги, книг. Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями. Планировка и оборудование помещений детского сада и прилегающей к нему территории осуществляется с учетом реализуемой программы и целей образовательной работы ДОУ. ОСНАЩЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ Территория учреждения по периметру ограждена забором высотой 2,2 м. и полосой зеленых насаждений. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки индивидуальные для каждой группы. На площадках установлено стационарное игровое оборудование - малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей, песочницы. В наличии спортивная площадка. Игровое оборудование и постройки обеспечивают безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объеме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки учреждения к новому учебному году. УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Об условиях питания в ДОУ Технологическое оборудование пищеблока соответствует действующим санитарно-эпидемиологическими требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, национальным стандартам, изготовлено из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами, и находится в исправном состоянии. Технологическое оборудование для пищеблока из нержавеющей или оцинкованной стали, не выделяющей вредных веществ при контакте с агрессивными химическими средами и пищевыми продуктами, легко обрабатываться моющими и дезинфицирующими средствами, быть компактным, легким в эксплуатации, травмобезопасным, устойчивым к механическим повреждениям. В пищеблоке предусмотрен следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, салатный цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей Оборудование пищеблока подразделяется на: механическое, тепловое, холодильное и немеханическое. Механическое оборудование применяется для первичной обработки продуктов: - обработки картофеля и овощей (универсальный механический привод, картофелечистка, овощерезка); - обработки мяса и рыбы (мясорубка); - приготовления теста (тестомес); - мытья посуды (или ванны для ручного мытья столовой посуды и ванны для мытья кухонной посуды); - резки хлеба (хлеборезка). В перечень теплового оборудования, предназначенного для тепловой обработки продуктов (варки, жарки и комбинированной обработки), входят: - электрическая плита; -электрическа сковорода; - духовой (жарочный) шкаф; - пекарский шкаф; - пищеварочный котел; - пароконвектомат. Холодильное оборудование: - холодильные камеры; - холодильные шкафы. Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. Как недостаточное, так и избыточное одинаково вредно для здоровья ребенка и может привести к расстройству пищеварения, нарушению обмена веществ, снижению сопротивляемости организма, к замедлению не только физического, но и психического развития. В детском саду этому вопросу уделяется огромно внимание. Питание в ДОУ организовано в соответствии с санитарными правилами и нормами. Основные принципы организации питания: - составление полноценного рациона питания использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов; - строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы ДОУ; - соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей; - правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарной - просветительной работой с родителями, гигиеническое воспитание детей; -учет климатических, особенностей региона, времени года, изменений в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона; - индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенности развития, периода адаптации, хронических заболеваний; - строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов; Ежедневно на пищеблоке проводится контроль за соблюдением сроков реализации продуктов, их хранения, товарного соседства, в том числе за температурным режимом в холодильнике. Контроль осуществляет старшая медсестра. Особое внимание уделяется ведению бракеражей: сырой (скоропортящейся) продукции с целью контроля за сроками реализации продукта, варёной (готовой) продукции с целью контроля за качеством приготовления пищи. Доведение пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах - учет эффективности питания детей. Организация питания в ДОУ ДОУ обеспечивает сбалансированное 5-ти разовое питание (включая второй завтрак) детей в группах с 11-ти часовым пребыванием. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах). Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с примерным 20-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста. При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в ДОУ 11 часов, используется следующий норматив: завтрак 20 - 25%; обед - 30 - 35%; полдник - 10 - 15%; ужин - 20 - 25%. В промежутке между завтраком и обедом организован дополнительный приём пищи - второй завтрак (5 %), включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты. Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2 - 3 раза в неделю. При отсутствии, каких либо продуктов, в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (приложение № 14 к СанПиН 2.4.1. 3049-13). Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, исключены жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд. В целях профилактики гиповитаминозов в ДОУ проводится круглогодичная искусственная С - витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают. Обязательно осуществляется информирование родителей о проведении витаминизации. Организация питьевого режима: Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1116-02. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка При питьевом режиме используется кипяченая вода Организация работы по сохранению физического и психического здоровья детей Одно из основных направлений деятельности ДОУ- это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирования у детей представлений о здоровом образе жизни. Медицинское обслуживание воспитанников ДОУ обеспечивают органы здравоохранения в лице медицинской сестры и врача педиатра МСЧ -32 Задачи сохранения и укрепления здоровья детей решаются через реализацию программы «Здоровье». Согласно программы, в ДОУ оздоровление детей проходит в ходе закаливания в соответствии с состоянием здоровья детей, под наблюдением медсестры. В режимные моменты включаются: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений, дыхательная гимнастика; игровой массаж активных точек; корригирующая гимнастика; проветривание групп; кварцевание; мытье рук до локтей прохладной водой; гимнастика после сна; упражнения после сна (в постели) пробежка по «пуговичному» коврику «босохождение» хождение по ковру босиком; мытье ног (в теплое время года). На базе детского сада предусмотрены профилактические осмотры врачей специалистов с целью раннего выявления и профилактики заболеваний у детей (педиатр, хирург, окулист, невропатолог, ортопед). Результаты медико педагогического контроля за уровнем физического развития и состоянием заболеваемости возможных причин обсуждаются на производственных совещаниях и педагогическом совете. Воспитатели усилили внимание на развитие волевых и физических качеств ребёнка, на развитие творческого мышления в двигательной деятельности, способствуют развитию произвольности и самостоятельности, широко используют динамические паузы: подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, ритмичные упражнения. Организация по санитарно-гигиеническому обеспечению ДОУ Оборудование прачечной Соблюдение всех правил гигиены – важнейшее условие работы детского сада. На законодательном уровне его регулируют СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных и общеобразовательных учреждений». Оборудование прачечной позволяет быстро и качественно стирать, сушить и гладить весь текстиль, который находится в детском саду: постельное белье, полотенца, спецодежду. Соответственно помещение в оснащено следующим оборудованием: стиральные и сушильные машины, гладильные катки, оборудованные места для приемки грязного и хранения чистого белья. Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников с каждым годом требует от нас все больше усилий. И эта тенденция сохранится на ближайшие годы. Поэтому вопросы здоровье сбережения и развития остаются в нашем ДОУ приоритетными, как и вопрос охраны жизни и безопасного поведения детей.