Положение о взаимодействии с семьей

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов,
их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления
совместной деятельности.

1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными
документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом.
1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к
формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада.
2. Цель и задачи взаимодействия
2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых
ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.2. Задачи мониторинга:
- повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной
культуры;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к
традиционной культуре;
- выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение
эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования
личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств
ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по
всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного,
художественно-эстетического, познавательного.
- организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со
стороны специалистов: старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, учителя-логопеда и т.д.;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы детского сада
Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада:
- функционирование его как открытой системы;
- активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с
использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия
детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование
ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному
их усвоению;
- формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового
образа жизни), моральных эстетических ценностей, представлений о смысле жизни
отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к
традиционной культуре;
- амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;

- личностно-ориентированный подход,
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом,
Договором с родителями, и иными локальными актами, исторической справкой учреждения
и текущей информацией); - принцип доброжелательности всех участников содружества.
4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и
семьи
Приоритетны следующие направления работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных
ориентиров;
- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования
ценностных ориентиров средствами традиционной культуры в домашних условиях и в
условиях сотрудничества с детским садом;
- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности
и содружества семьи и детского сада.
5. Организация работы
5.1. Педсовет ДОУ утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада
и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и
конкретными условиями ее работы. План работы родительского комитета ДОУ
согласовывается с заведующим ДОУ.
5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы
работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению ошибок родителей);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского
сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией, работы со всеми
родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностноориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы
согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса:

- посещение семей;
- наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей);
- активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача
памяток по теме собрания);
- консультации;
- семинары-практикумы;
- дни открытых дверей;
- деловая игра;
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли;
5.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения
родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями,
современные методики воспитания и обучения детей).
5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей:
- методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса
родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др.
5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада.
5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование
партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей;
Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их
эмоциональной взаимоподдержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии,
защита детско-родительских проектов,творческие мастерские, сайт детского сада с
необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий.
6. Контроль
6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в ДОУ
возложена на руководителя и заместителя заведующего учреждения.
6.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития пространства
является Управляющий совет детского сада - коллегиальный орган самоуправления, в
состав которого избираются сотрудники дошкольного учреждения, родители,
представители Учредителя.
Управляющий совет имеет полномочия не только совещательного но и реального
характера, управляет процессами функционирования и развития образовательного
учреждения, сотрудничества с родителями воспитанников и общественными
организациями. Он определяет стратегию развития детского сада, помогает ему стать
открытой и динамичной системой, повышает роль родительского сон общества в
образовательном процессе детского сада, района и округа.

6.3. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые и обще
садовский Совет родителей – представительный орган родительской общественности.
Совет родителей призван помогать детскому саду в его работе и организовывать
выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований
дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного
решения задачи всестороннего развития воспитанников.
7. Документация
- планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год;
- протоколы общих родительских собраний – всеобучей (протоколы хранятся в
методическом кабинете);
- протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе);
конспекты мероприятий;
- результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга всему
ДОУ, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете у старшего
воспитателя ДОУ);
- протоколы заседаний Совета родителей, Управляющего совета детского сада (хранятся в
делах ДОУ в кабинете заведующего).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».